Цивилизованный рынок недвижимости предполагает активность профессиональных продавцов – риелторов. Помимо пугающих историй о злодеяниях «черных маклеров» существуют и вполне «мирные» сотрудники агентств, однако и они спешат заработать на кризисе. В тайнах бухгалтерии разбиралась газета ВЗГЛЯД. За время кризиса стоимость жилья снизилась практически в два раза. Сегодня падение продолжается, спрос падает, а вместе с тем изменилась и система оплаты работы риелторов. «Довольно долго за все платил покупатель либо арендатор, – говорит генеральный директор компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость» Олег Самойлов. – Однако эта схема в последнее время себя изжила, и теперь платит тот, кто заказывает риелторскую услугу». Год назад покупатели, проголосовав рублем против цен на столичное жилье, ушли с рынка. В результате сегодня на риелторском рынке превалируют альтернативные сделки, а чтобы агент быстро нашел покупателя с «живыми» деньгами, продавцам приходится платить двойную цену. «Сегодня масса весьма щедрых продавцов, которые за продажу квартиры или дома на выгодных для них условиях могут озолотить агента», – замечает генеральный директор агентства DOKI Валерий Барнинец. По словам управляющего партнера компании Blacwood Константина Ковалева, до кризиса агентская комиссия составляла порядка 4–5% в зависимости от стоимости объекта, но теперь за то, чтобы ваше жилье не зависло на долгие месяцы в риелторских базах, придется заплатить около 10% от цены квартиры. «Продавцы сегодня нуждаются в квалифицированном продвижении их объектов и готовы платить за это, – добавляет Олег Самойлов. – Разумеется, при условии, что проведенные риелтором работы реально помогут продать квартиру в кратчайшие сроки и без особых потерь в цене». А вот покупатели в нынешних реалиях рынка, по мнению Самойлова, в риелторских услугах формата «все включено» сегодня практически не нуждаются. В условиях текущего рынка покупатель располагает всей информацией о существующих предложениях и вполне может подобрать себе квартиру самостоятельно. Конечно, жилье нужно проверить, подготовить и провести сделку, продолжает Самойлов, но на выполнение каждой из этих работ как раз и может быть нанят риелтор или юрист. А это обойдется покупателю в более скромную сумму, чем покупать услуги оптом. Президент компании «ХИРШ-Россия» Феликс Альберт считает, что брать деньги с покупателя неэтично, ведь интересы последнего расходятся с интересами самого агента. «Покупатель хочет, естественно, чтобы квартира досталась ему подешевле, а для этого надо, чтобы риелтор активно торговался с противоположной стороной и сбивал цену, – объясняет свою теорию Феликс Альберт. – Но риелтору этот процесс объективно неинтересен, ведь автоматически снизится и его процент». В последнее время практически во всех компаниях агенты лишились фиксированного оклада и живут теперь исключительно на проценты от сделок. До кризиса ряд компаний, в частности «Бест-Недвижимость», помимо комиссионных стали выплачивать своим риелторам оклады, надо заметить, по словам самого президента компании «Бест-Недвижимость», достаточно скромные – 7–10 тыс. рублей. Дело в том, что около трех лет назад налоговики решили разобраться с «черными зарплатами» на риелторском рынке. После наведения порядка в одних агентствах действительно стала платить агентам оклады, в других – проводить их на бумаге. Однако с кризисом практически все компании отказались от фиксированных выплат риелторам. А чтобы не было проблем с налоговыми органами, последних вывели за штат компании. Зато агентский процент (процент от фактически оплаченных клиентом суммы услуг)в последнее время вырос. Если раньше он редко доходил до 50%, то сегодня, по словам Феликса Альберта, вилка раздвинулась до 70% от суммы, которую заработало на сделке агентство. «Правда, на эту сумму могут рассчитывать опытные специалисты, которых надо удержать в компании, чтобы они не ушли на вольные хлеба, – замечает Альберт. – А стажеры, которых в последнее время стало гораздо больше, чем до кризиса, получают 20% от полученного фирмой вознаграждения». Как замечает Самойлов, в ряде случаев доля агентской оплаты доходит до 75–80%. Более того, одна из московских риелторских фирм в настоящее время проводит активную кампанию, направленную на привлечение агентов со «своими объемами работ», гарантируя оплату на уровне 85%. «За что в этом случае агент должен отдать фирме 15%, лично мне не вполне понятно», – замечает Самойлов. Зато отмену стабильной оплаты агентам эксперты поддерживают. Феликс Альберт считает, что хорошего риелтора не заставишь получать оклад, ведь это снизит его процент: «В любой компании есть хорошие специалисты и не очень, а чтобы платить вторым зарплату, руководству придется сократить процент и первым». «Риелтор – не чиновник, это даже не работа, а особый склад личности, – добавляет Олег Самойлов. – Чтобы добиться успеха в этом бизнесе, агент должен работать не «с десяти до пяти», а 366 дней в году по 25 часов в сутки». Александр Илюхин, генеральный директор компании «Апрель» - действующей на Московском рынке элитной недвижимости, прокомментировал статью следующим: «Интерес к чужим деньгам, был, есть и будет всегда. Так что название статьи и тем более ее наполнение – выстрел в десятку для любопытства обывателей. Сейчас уже никого не интересует размер заработной платы космонавтов и профессоров университетов. Все у них как-то обыденно и без прошлой героики, романтики и священного трепета. Интерес же к профессии риэлтора обусловлен общим вниманием к недвижимости и ее места в общем мировом кризисе. Больше того – именно ее многие считают краеугольным камнем всех нынешних экономических бед. Как будто камни должны ответить за все текущие проблемы. Эмоциональный накал статей о ценах на недвижимость, вызывает ощущение гладиаторских боев, где главной интригой была, есть и будет жажда отмщения за все, что случилось со зрителем, чужими руками. В действительности процессов происходящих на рынке недвижимости все так же обыденно, как и у космонавтов на орбите. Идет размеренный труд и адаптация инструментов рынка к новым экономическим условиям. Видимо, часть управленцев рынка решила повлиять на кризис, путем обсуждения изменяя модели финансового мотивирования сотрудников. Хотя, темы, затронутые спикерами нельзя назвать злободневными, они (темы) скорее «хронические» формы работы многих компаний на рынке недвижимости. Это не беда, а наследие, доставшееся рынку недвижимости от прошлых периодов его жизнедеятельности в России. Нынешняя действительность является своего рода тренером, для всех систем рынка, в том числе и для системы мотивации сотрудников. Системы, не сплачивающие компанию в единое целое для выполнения ее функциональных обязанностей, а разделяющие ее на отдельные классы и касты, приведут к краху, как саму компанию, так и брокеров, возомнивших себя центром вселенной. Выживут компании с сильными лидерами, адаптированные под новые условия, решающие текущие задачи в проекции будущих целей”.
|