Сама идея тендеров - выбор необходимого поставщика исходя из оценки его предложения по критерию цена/качество – очень разумна и сулит покупателю снижение ожидаемых расходов за счет конкурентных предложений участвующих в данном конкурсе. Несмотря на достаточно длительную практику проведения тендеров (конкурсов), отечественный рекламный рынок пока не выработал единых конкурсных правил. Опишем достаточно типичный случай из своей практики в проведении тендера / конкурса. Итак, возьмем русского заказчика тендера и назовем его Компания «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)», и на ее примере рассмотрим средне-статистический сценарий тендера на изготовление выставочного стенда. Фаза первая: «Алло, мы ищем таланты!» Получаем письмо примерно следующего содержания: Компания «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)» объявляет тендер (конкурс) на изготовление выставочного стенда. Далее обычно идет приличный абзац текста, в котором говорится о том, что компания «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)» ведущая, крупная…. Дальше идут пространные пожелания типа: стенд должен как можно лучше отражать миссию компании и т.п. Иногда указывается окончательный срок предоставления предложений. И все. Читаем внимательно предмет тендера (конкурса): изготовление выставочного стенда. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ! Но если это тендер (конкурс) на изготовление, то где же тот проект и то техническое задание, по которым этот стенд должен изготавливаться? Пишем запрос в компанию «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)» на предоставление проекта и тех. задания. В ответ получаем золотую фразу: Так ведь вы ж стенды делаете, вот и ПРЕДЛОЖИТЕ НАМ ВАРИАНТЫ !. Так что же является предметом тендера (конкурса) – проект выставочного стенда или же его реализация? И если критерием второго является цена, то что является критерием первого? спрашиваем мы. Нашу компанию в первую очередь интересует нестандартный креативный подход, и предпочтение будет отдано действительно интересному проекту. отвечает компания «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)». Тогда мы задаем последний вопрос: А каков ориентировочный бюджет и список соискателей? На что получает примерно следующий ответ: Бюджет на тендер (конкурс) мы пока не определили – он будет сформирован на базе имеющихся предложений. Но, поверьте, наша платежеспособность вне всяких сомнений – ведь мы «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)»… А список соискателей – это коммерческая тайна! Фаза вторая: победить тендер (конкурс) должен лучший ? Итак, ряд агентств все таки принимают предложение участвовать в тендере (конкурсе). Каждый соискатель подходит к делу предельно серьезно, т.к. надеется, что на кон поставлен «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)» с таким же серьезным бюджетом. Изучается бизнес заказчика, изучается сфера применения его продуктов/услуг, изучаются его клиенты как настоящие, так и потенциальные. На основании собранной информации разрабатывается рекламная концепция для тендера (конкурса). На основании рекламной концепции дизайнеры создают эскизный проект стенда. На основании эскизного проекта конструкторский отдел проектирует конструкции, калькулирует смету, после чего за работу снова берутся дизайнеры - создают трехмерную презентацию по точным размерам. Приличные трудозатраты, не так ли? Тем более если учесть, что дисциплинированный соискатель обычно предоставляет несколько вариантов для тендера (конкурса). Как быть с этими затратами? Вариант один – прямо или косвенно добавить их в коммерческое предложение. Фаза последняя , или «тендер (конкурс) по-русски». Итак, проекты и коммерческие предложения представлены на рассмотрение. Осталось выбрать наидостойнешего, как и обещали? Не тут то было! Что же происходит дальше в отделе рекламы и маркетинга компании «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)»? А происходят совершенно банальные вещи – из представленных проектов выбираются понравившиеся решения, и под девизом кто сделает дешевле? шлются в другие рекламные агентства. Стоит ли говорить, что соискателям, приславшим свои проекты, забывают даже спасибо сказать. Пару раз к нам на просчет через третьи руки приходил наш же проект ! Часты и случаи, когда исход тендера (конкурса) уже предопределен и другие приглашенные агентства играют роль статистов. А бывает и так, что победитель определяется по готовности работать по откатным схемам. Проблема заключается даже не в компании, а в ответственном за проведение тендера (конкурса) менеджере… А еще бывает так, что стенд вообще ни у кого не заказали просто отдел рекламы и маркетинга компании «Серьезный Заказчик тендера (конкурса)» устроил себе бесплатный семинар. По мнению специалистов, в последнее время в отношении рекламного рынка к тендерам наметился ряд положительных тенденций. Подход к конкурсам становится более цивилизованным и прозрачным. C каждым годом практика проведения тендеров становится все более цивилизованной. Впрочем, положительные тендерные тенденции пока не преломили ситуацию на рынке. По мнению экспертов, основные недостатки проведения тендеров (конкурсов) по-русски - это неумение заказчика точно сформулировать задание, нежелание заказчика платить за идею, заангажированность ответственного менеджера. Реальным выходом из создавшейся ситуации является проведение оплачиваемых тендеров. Вообще-то, отучить заказчиков от бесплатного сбора идей агентства пытаются уже давно, и на сегодняшний день такая позиция находит понимание. Не платить участникам тендера (конкурса) становится признаком дурного тона, следовательно компании, которые заботятся о своем имидже, не могут себе позволить сомнительной экономии. Оплата за участие в тендерах (конкурсах) сейчас характерна, в первую очередь, для креативных конкурсов, поскольку речь идет об идее, которую заказчик впоследствии может использовать www.bnbs.ru/modules.php?name=newes&id=302
|