Страхование грузов становится неотъемлемой частью большинства сделок. Да и зачем передавать товары, что называется, на свой страх и риск, если страховая компания горит желанием покрыть все непредвиденные убытки? Вместе с тем расходы на страховку, в обоснованности которых, как видим, сомневаться не приходится, в некоторых случаях учесть при расчете налога на прибыль все-таки нельзя. В статье 263 Налогового кодекса страхование грузов поименовано в числе тех, затраты на которые можно учесть в составе налоговых расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 253 НК). Причем "страховые" затраты можно: - учитывать в стоимости товаров и включать в расходы по мере реализации; - рассматривать в составе затрат текущего месяца, в результате чего они признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации месяца (ст. 320 НК, п. 2 ст. 318 НК). Определившись с вариантом учета, компания должна закрепить свой выбор в учетной политике и применять его не менее двух лет подряд. К тому же не стоит забывать и об основных условиях признания затрат — обоснованности и документальном их подтверждение, тогда и проблем с уменьшением налоговой базы не возникнет (письмо УФНС по г. Москве от 5 августа 2005 г. № 20-12/55836). Частичный и полный учет Организации, использующие кассовый метод, не столкнутся с особыми проблемами, поскольку учитывают свои расходы сразу после оплаты. Те же, кто применяет метод начисления, затраты по добровольному страхованию грузов признают в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора был оплачен страховой взнос (п. 6 ст. 272 НК). Однако если предусмотрена разовая уплата страхового взноса, а сам договор страхования заключен на срок более одного отчетного периода, то затраты признают "равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде" (п. 6 ст. 272 НК). Пример 1 Фирма заключила договор добровольного страхования грузов на период с 5 января по 5 апреля 2007 года. Договором предусмотрен один платеж в размере 150 000 рублей — 1 апреля 2007 года. Фактически перевозка грузов имела место в первом квартале 2007 года. Отчетный период по налогу на прибыль — квартал. Фирма учитывает доходы по методу начисления. Так как платеж разовый, то бухгалтер фирмы сможет учесть в налоговом учете страховой взнос в составе расходов, исходя из количества календарных дней действия договора в отчетном периоде: - общее количество календарных дней действия договора — 91 день; - в первом квартале 2007 года договор действует 86 дней, следовательно, в расходы можно принять 141 760 руб. ((150 000 руб./91 день) х 86 дней); - во втором квартале 2007 года договор действует 5 дней, следовательно, в расходы можно принять 8242 руб. ((150 000 руб./91 день) х 5 дней). В том случае, если срок действия договора более одного отчетного периода и уплата взносов будет производиться частями, ситуация иная. Затраты признаются для целей налогообложения полностью в том отчетном периоде, в котором они были фактически произведены. То есть каждая часть в полной сумме уменьшит базу по налогу на прибыль в день ее оплаты (письмо Минфина от 19 января 2006 г. № 03-03-04/1/47). Пример 2 Вернемся к первому примеру. Предположим, что страховой взнос будет перечислен не одним, а двумя платежами. Например: 1 марта 2007 года — 75 000 рублей и 1 апреля 2007 года — 75 000 рублей. Получается, что фирма должна принять в расходы в налоговом учете затраты на страхование в те сроки, когда фактически пройдет оплата. В первом квартале — 50 000 рублей и во втором — 75 000 рублей. "Страховой" бухучет А как обстоят дела с бухгалтерским учетом данных взносов? Расходы на добровольное страхование имущества являются расходами по обычным видам деятельности. Их включают в себестоимость проданных товаров (подп. 5, 7, 9 ПБУ 10/99). Торговые компании вправе отнести выплаченные по договору страхования к расходам на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Если выплаты фирма производит по конкретному договору и в нем определена их сумма (п. 16 ПБУ 10/99), то расходы признают в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денег (п. 18 ПБУ 10/99). Таким образом, затраты по договору добровольного страхования грузов, охватывающего, например, несколько отчетных периодов, учитывают в бухучете в течение всего срока действия договора. Их отражают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Затем, в соответствии с учетной политикой фирмы, траты списывают на счета учета затрат. Производиться это может равными частями, например, ежемесячно, пока не закроется договор. Несложно догадаться, что могут возникнуть некие несовпадения в бухгалтерском и налоговом учете расходов. Если все-таки разница возникнет, ее придется учесть по правилам ПБУ 18/02. Деньги — в приоритете Что касается формы оплаты добровольной страховки, то тут все довольно жестко. Если фирма захочет расплатиться собственной продукцией или векселем, то налоговики сразу же исключат страховку из состава расходов (письмо МНС от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945@). На то, что страховщик не возражает против подобного вида оплаты, никто не обратит внимания. С одной стороны, это может показаться абсурдом, ведь данный метод оплаты услуг не противоречит сути гражданско-правовых отношений (гл. 26 ГК). Однако в Налоговом кодексе во всех положениях, описывающих учет расходов по страхованию, упоминается только денежный способ расчетов (п. 1, 6 ст. 272 НК). Данная позиция подтверждается и арбитражной практикой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2005 г. № Ф04-8513/2005(17331-А46-37)). Тот же вывод можно сделать из анализа Закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1. В нем указано, что страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (п. 1 ст. 2 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1). Более того, этот закон обязывает уплачивать взносы исключительно в отечественной валюте (п. 1 ст. 11 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1). Страховой случай Если случилось несчастье и компания потеряла товар — страховой случай налицо. Та сумма, которая будет выплачена страховой организацией, в налоговом учете признается внереализационным доходом фирмы (п. 3 ст. 250 НК). Если причиной утери товара стали стихийное бедствие, авария, пожар и другие чрезвычайные ситуации, то их стоимость признают внереализационными расходами компании (подп. 6 п. ст. 265 НК). В бухучете результаты страхового случая учитывают как прочие доходы и расходы. Возмещение, например, полученное от страховой компании, относят к доходам (п. 9 ПБУ 9/99). Оно учитывается в полном объеме и отражается по дебету счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию". К расходам относят все потери, возникающие в подобных чрезвычайных ситуациях (п. 13 ПБУ 10/99). Их собирают на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Напомним, что с 2007 года принцип учета доходов и расходов поменялся, в частности, для отражения последствий чрезвычайных случаев надо использовать счет 91 "Прочие доходы и расходы". Д. Александрова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации" Источник материала: Федеральное Агентство Финансовой Информации
|