Устав от произвола милиционеров, некомпетентности налоговиков и контактов с "забюрократизированными" чиновниками, бухгалтеры, похоже, окончательно перестали верить обещаниям власти нормализовать ситуацию и попытались взять решение проблемы в свои руки. На днях они объявили о создании мощного профессионального объединения - общероссийской ассоциации, в которую вошли представители профессии из 53 регионов России. "С чувством глубокого неудовлетворения…" Учредительное собрание новой саморегулируемой структуры состоялось в Москве в середине января. Более 400 участников, выбранных на региональных конференциях, подводили итоги минувшего года и обсуждали накопившиеся проблемы. По ходу дела были подведены итоги масштабного соцопроса. Выяснилось, что 84 процента российских бухгалтеров считают работу налоговых инспекций неудовлетворительной. Своеобразный рейтинг был составлен по пяти параметрам: удобство (хватает ли в инспекции мест, где можно сесть и заполнить документы, удачно ли назначены приемные часы, есть ли очереди); информационное обеспечение (предоставляет ли инспекция информацию, необходимую налогоплательщикам); оперативность (своевременно ли инспекторы отвечают на заданные им вопросы, быстро ли проводят сверку платежей и принимают отчетность); обходительность (вежливы ли инспекторы в прямом общении с посетителями); уровень квалификации. Оценки распределились соответственно от "идеально" до "оставляет желать лучшего" и "просто отвратительно". Последних, надо сказать, было большинство. Наиболее плохое взаимопонимание во взаимоотношениях "бухгалтер — инспектор" сложилось в Новгородской, Смоленской и Ивановской областях, республике Карелия, Тюмени и Ярославле. В Москве дела идут ни шатко ни валко — столица занимает строчку ближе к середине "турнирной таблицы". А вот архангельские, пензенские и воронежские налоговики, а также инспекторы Ленинградской области и Хабаровского края могут похвастаться тем, что рейтинг доверия к ним на порядок выше. По ходу дела были выбраны лучшая и худшая инспекции России. Ими оказались соответственно МРИ ФНС России № 2 по Санкт-Петербургу (Пушкинский район) и (москвичам опять не повезло) ИФНС № 10 по г. Москве (Центральный АО). Такое положение дел негативно сказывается и непосредственно на собираемости налогов, и на инвестиционной привлекательности регионов России, и в конечном итоге на экономическом росте страны, резюмировали участники конференции. "Наше дело — предложить…" Но проблемы — на то и проблемы, чтобы их решать. Предложений по части совершенствования налогового администрирования было высказано немало. Некоторые из них кажутся чересчур уж радикальными, а остальные — вполне конструктивными и в принципе выполнимыми. К первым можно отнести призывы отменить НДС и в 2 раза снизить ЕСН; отменить ПБУ 18 и налоговый учет, а заодно и принцип "одного окна", а также промежуточную отчетность; приравнять главных бухгалтеров к государственным служащим; запретить менять Налоговый кодекс чаще пяти раз в год). Ко вторым -введение личной ответственности налоговых инспекторов за нарушение регламента; требование организовать обязательную экспертизу налоговых и бухгалтерских законопроектов; разрешить фирмам платить единый социальный налог одной платежкой; закрепить в Налоговом кодексе "презумпцию невиновности налогоплательщика; сделать простой, доступной и прозрачной процедуру сверки. И, наконец, разрешить бухгалтерам выступать представителями в судебных органах при рассмотрении налоговых споров. Кроме того, участники обсуждения потребовали от государства поскорее закрепить в законодательстве основные требования к главному бухгалтеру, подумать об их пенсионном обеспечении, ввести знаки отличия и награды для бухгалтеров. "Жить станет лучше, жить станет веселее…" Крик души представителей бухгалтерского сообщества не остался гласом вопиющего в пустыне. Правда, ни один из заявленных в программе чиновников самого высокого ранга (в том числе и главы ФНС) не осчастливил мероприятие своим присутствием, так что отдуваться за всех пришлось заместителю директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергею Разгулину. "Мы, безусловно, приветствуем создание новой организации, поскольку считаем, что это наиболее современная форма публичного диалога государства и налогоплательщика", — заявил он. При этом представитель Минфина отметил, что еще несколько лет назад сама постановка вопроса об оценке деятельности налоговых органов представлялась невозможной, после чего с удовлетворением сообщил, что со стороны государства уже сделаны определенные шаги для улучшения взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. В частности, не за горами внедрение нового административного регламента деятельности налоговиков, в котором будут "пошагово" прописаны процедуры информирования налогоплательщиков, порядок приема деклараций и т. д. Предполагается, что в ближайшем будущем предельное время ожидания приема у инспектора будет сокращено до 30 минут, а справку о расчетах можно будет получить в срок до пяти дней. Так что главным критерием оценки деятельности налоговых инспекций, по словам Разгулина, станет уровень удовлетворенности представителей бизнес-сообщества оказываемыми им услугами. Завершая выступление, представитель Минфина выразил надежду, что процесс революционных изменений в налоговом законодательстве к настоящему моменту завершен, однако подчеркнул, что от определенных косметических изменений, по его мнению, никуда не деться. В. Хвориков, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации" Источник материала: Федеральное Агентство Финансовой Информации
|