Воскресенье, 24.11.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Банки и кредиты [21]
Недвижимость [31]
Управление [18]
Бизнес в интернете [25]
Работа [8]
Форекс [10]
Маркетинг и реклама [19]
Страховые услуги [2]
Фондовые и валютные рынки [12]
Интернет-магазины [7]
Бизнес идеи [30]
Бухгалтерия и аудит [43]
Приборы и оброрудование [13]

Главная » Статьи » Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит

Регистрация фирмы и новый директор
Государственный реестр юридических лиц ведет Федеральная налоговая служба. И именно налоговики создали бизнесменам ряд проблем, связанных с государственной регистрацией фирм и внесением изменений в ЕГРЮЛ.

Порой под влиянием рыночных условий хозяйственная деятельность сопровождается изменением направлений развития, внедрением новых «бизнес-технологий». Это довольно часто приводит к смене команды управленцев, замене руководителей высшего звена организации. Изменения подобного рода должны найти отражение в государственном реестре юридических лиц.

Трудности регистрации...

Первая проблема, с которой столкнулись фирмы – это сложности с подачей документов на регистрацию новой фирмы или изменений в ее уставе. Старая редакция пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривала, что заявителем могут быть лица действующие по доверенности или на основании иного полномочия в силу закона, либо акта органа государственной (местной) власти. С 1 января 2004 года изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ, исключены слова «доверенности или иного». Налоговики восприняли это буквально. Они запретили подавать в налоговую инспекцию документы о регистрации юристам, секретарям, курьерам фирм. При столь торжественном мероприятии должен присутствовать лично руководитель фирмы.

Вторым потрясением для бизнесменов было то, что в октябре 2004 года налоговые органы отказались принимать заявления об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, подписанные новым руководителем. Позиция по этому вопросу была изложена в письме Федеральной налоговой службы от 26 октября 2004 г. № 09-0-10/4223.

И это при том, что согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы. Они формируют и выражают волю самостоятельного субъекта права.

Версия ФНС

По мнению Федеральной налоговой службы, с 1 января 2004 года в качестве заявителя не может выступать физическое лицо, действующее на основании доверенности. Заявителем при государственной регистрации фирмы должен быть только ее руководитель, действующий на основании устава. Следовательно, и подавать документы на регистрацию должен лично генеральный директор.

Что же касается подачи заявления о смене руководителя прежним директором, то и тут налоговики приводят «серьезные» аргументы. Положения статьи 8 Гражданского кодекса определяют, что акт государственного органа является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Налоговики делают вывод, что правоустанавливающим значением обладают именно сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Для изменения сведений о лице, которое имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица, необходимо представить в регистрирующий орган заявления. Их подают по форме, установленной Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). А заявить об этом может руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, которое может действовать без доверенности (сведения о таких людях в обязательном порядке содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц).

Если между данными государственного реестра и сведениями, которые содержатся в представленных документах будет несоответствие, то приоритет имеет государственный реестр. То есть сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации...»).

Из этого налоговые органы сделали совершенно логичный, на их взгляд, вывод. Если в регистрирующий орган представлено заявление, подписанное неуполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе.

Зло или благо?

Все эти нововведения, по мнению Федеральной налоговой службы, были призваны сократить количество «захватов» фирм. А также уменьшить количество фирм-однодневок, в которых в качестве учредителей, руководителя юридического лица указаны подставные лица.

На практике это обернулось тем, что руководители крупных и небольших фирм были вынуждены отрываться от своих прямых обязанностей и выстаивать очереди в налоговую инспекцию для подачи регистрационных документов. Благие намерения обернулись значительными трудностями для обычных хозяйствующих субъектов.

Достаточно часто руководители, уходя со своих постов, теряют связь с компанией, разрывают всякие отношения. Такая ситуация создала возможность для злоупотреблений со стороны бывших руководителей: для достижения каких-либо целей, для давления на учредителей они при желании могли прибегнуть к шантажу.

Именем Российской Федерации...

Дело о «старом и новом директоре» дошло до Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Своим решением от 29 мая 2006 г. № 2817/06 ВАС РФ признал выводы налоговиков ошибочными.

Законодательство о юридических лицах связывает возникновение прав и обязанностей нового руководителя организации с решением общего собрания акционеров (участников) данной организации (п. 2 ст. 49, ст. 62 , п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» и п. 6 ст. 37, п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Его оформляют протоколом. Если организация имеет единственного акционера (участника), то таким документом будет решение. При регистрации изменений организация обязана представить документы, подтверждающие полномочия вновь избранного руководителя.

Прежний руководитель с момента прекращения его полномочий по смыслу приведенных норм, не вправе без доверенности действовать от имени организации. Это касается, в том числе и подписания заявления о внесении в государственный реестр сведений о новом руководителе (генеральном директоре).

Высший Арбитражный Суд указал, что при подтверждении полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре, регистрирующий орган должен внести корректирующую запись в государственный реестр. Основанием для этого станет заявление, подписанное этим лицом, то есть новым генеральным директором.

Но на этом судебные баталии не закончились. Дело «представителей» рассматривал Верховный Суд и вынес свой вердикт в пользу бизнесменов.

Решением Верховного Суда от 1 августа 2006 г. № ГКПИ06-735 был признан частично недействительным абзац 1 пункта 3 «Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439. А именно те слова, которые устанавливали необходимость личной подачи документов заявителем в регистрирующий орган.

Таким образом, заявитель имеет право поручить представление документов в регистрирующий орган любому физическому лицу. Это могут быть даже курьеры, функции которых аналогичны функциям почтальонов, и не требуют специальных полномочий, тем более нотариально засвидетельствованных.

Эпилог

Налоговики под давлением судебного решения вынуждены были признать свою неправоту. Письмом Федеральной налоговой службы России от 24 августа 2006 г. № ШТ-6-09/849@ признано не подлежащим применению письмо ФНС от 26 октября 2004 г. № 09-0-10/ 4223, которое обязывало представлять в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица. Кроме того, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, может быть выдан лицу, действующему на основании доверенности от имени заявителя. Доверенность на получение документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, не требует нотариального удостоверения и оформляется в простой письменной форме, так говорится в письме в ФНС от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются не правоустанавливающими, а правофиксирующими.

М. Горелова, начальник отдела налогового и бухгалтерского консалтинга ООО «ГЕНКОНСАЛТИНГ»

Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»

Категория: Бухгалтерия и аудит | Добавил: --- (12.10.2007)
Просмотров: 1012
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Кто из них лучший боксер?
Всего ответов: 338

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz