Сегодня все прибыльные сегменты рынка пронизаны конкурентной борьбой. В этих условиях компаниям с каждым днем все труднее и труднее привлекать клиентов. Один из способов – подарки. Вопрос о презентах для покупателей активно обсуждался и на форуме сайта buhgia.ru. Его посетители начали диалог с мероприятий, в ходе которых возможна «раздача» товаров. А затем перешли и к насущным темам для бухгалтера: к вопросам налогообложения таких операций*. Сначала своей проблемой с посетителями сайта поделился участник под ником «Лелик». Вот в чем ее суть: «Работаю бухгалтером сети книжных магазинов. Новый год “на носу” и генеральный решил, что мы должны поздравить с праздником своих покупателей. Каким образом? Да очень просто. Шеф хочет, чтобы каждый из книголюбов получил по небольшому предпраздничному презенту: по фигурке поросенка (символ наступающего года). В связи с этим, у меня появился ряд вопросов: будут ли “хрюшки” считаться сувенирами и каких налоговых последствий ждать? Коллеги, помогите по мере возможности...» На призыв «Лелика» сразу же откликнулась «Умница»: «Вы не единственный с такой проблемой: “светлые мысли” о презентах для клиентов посетили не только вашего босса. Но, ближе к делу. Вообще-то сувенирной считают продукцию, которая содержит какую-либо информацию о вашей фирме (символика, логотип, товарный знак). Кстати, такую точку зрения выражают и налоговые работники в письме МНС России от 16 августа 2004 г. № 02-5-10/51. Советую вам ознакомиться». «Лелик» не замедлил с ответом. Он немного откорректировал свой вопрос: «Спасибо за совет. Но, честно говоря, это не наш случай: на подарках не будет нашего логотипа и т. д.» В диалог влился форумчанин под ником «Казначей». Он поддержал позицию «Умницы» и, кроме того, внес некоторые дополнения: «... Тогда речь идет уже не о сувенирах. Гражданский кодекс квалифицирует такие действия, как безвозмездную передачу вещи (ст. 572, 574 ГК РФ). Теперь о налоге на прибыль. Вынужден огорчить: в сложившихся обстоятельствах расходы на “поросят” вы не сможете учесть при расчете налоговой базы. Об этом прямо сказано пункте 16 статьи 270 Налогового кодекса». Тут к обсуждению присоединился «Гений», который также высказал свою точку зрения: «А вот мы в свое время нашли выход из ситуации и все же снизили за счет стоимости этих товаров налог на прибыль. И наш рецепт довольно прост: мы просто “провели” эти презенты, как раздачу товаров в ходе рекламной кампании. Как следствие, отнесли все затраты на подарки к рекламным расходам. Только надо иметь виду, что такие затраты признаются в размере не более 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ)». Такому ответу «Лелик» был рад. И тут же обратился к «Гению» со следующими пояснениями: «Спасибо за полезную информацию. Но есть один момент: как же нам отнести подарки к рекламной акции? У меня есть идеи по этому поводу, но хотелось бы подтвердить их. Думаю, что надо иметь в наличии приказ руководителя о проведении рекламной кампании. Указать ее период, определиться с условиями акции: например, клиенты получают презент только при условии совершения какой-либо покупки в одном из наших магазинов. Надеюсь, я правильно рассуждаю?» «Гений» не замедлил с ответом: «Коллега, вы совершенно правы. Мы именно так и поступили. Так что, дерзайте!» Но «Лелик» решил не останавливаться на достигнутом. И продолжил «засыпать» форумчан вопросами, в том числе и о налогообложении таких презентов НДС. Отклики поступили от нескольких «респондентов», но первый ответ был получен от «Казначея»: «Налоговики рассматривают подарочную раздачу товаров в ходе рекламной акции как их безвозмездную передачу. Что, в свою очередь, приводит к необходимости начислять на их стоимость НДС. При этом налоговую базу придется определять исходя из рыночных цен, которые определяются по правилам статьи 40 кодекса (п. 1 ст. 154 НК РФ). Кстати, вы также можете ознакомиться с позицией чиновников Минфина по этому поводу (письмо от 28 марта 2005 г. № 03-04-11/66)». Внезапно в диалог вклинилась «Умница»: «Уважаемый “Казначей”, вы упустили из вида одну важную деталь. Дело в том, что с 1 января этого года можно не облагать НДС, переданные в рекламных целях товары, расходы на приобретение которых не превышают 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Так что, почаще открывайте кодекс, коллега, отслеживайте все изменения, и тогда вы всегда будете в курсе событий». «Лелик» был доволен ответом: «Спасибо огромное! Это же наш случай: каждая подарочная «хрюшка» обойдется нам максимум в 20 рублей. Генеральный будет «на седьмом небе от счастья». Итак, с налогом на прибыль и НДС я вроде разобрался. А как же быть с НДФЛ? Насколько мне известно, получение подарка облагается этим налогом. Ведь бесплатно полученный от нас символ будущего года будет считаться доходом гражданина в натуральной форме. Об этом четко сказано и в подпункте 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса. Причем, наша фирма будет выступать в роли налогового агента. Значит, мы должны будем не только исчислить, удержать и уплатить налог, но и сообщить в налоговую о том, что покупатель получил этот доход». В этот момент к диалогу снова присоединился «Гений»: «Насчет дохода в натуральной форме я с вами полностью согласен. Кстати, доход-подарок, который получат ваши покупатели, будет облагаться НДФЛ по ставке 35 процентов. Поскольку он был получен в ходе проведения рекламных мероприятий (п. 2 ст. 224 НК РФ). Если же презент был получен не в рамках рекламной акции, то применяется ставка 13 процентов». Удерживать НДФЛ следует непосредственно из доходов граждан (п. 4 ст. 226 НК РФ). Значит, если компания вручает покупателям вещные подарки и не поощряет их деньгами, то удержать НДФЛ она не сможет. С другой стороны, обязанность заплатить налог возникает у организации, только когда стоимость полученного презента превышает 4000 рублей (п. 28 ст. 217 НК РФ). * В недавнем письме сотрудники Минфина разъяснили, как начислять НДС при передаче товаров в качестве сувениров. На стр. 60 Приложения к журналу «Практическая бухгалтерия» № 3 за 2006 год опубликован подробный комментарий к этому документу. Эксперты показали на числовых примерах, как правильно начислять и отражать в учете НДС на сувениры. – Прим. ред. Материал подготовила Ю. Шаталина, эксперт ПБ Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»
|