То, что Мариинский и Большой конкуренты, - аксиома. Соперничество витает в воздухе. Возьмем хотя бы события минувшего сезона. Мариинка дружит с парижским театром "Шатле", а Большой заключает договор с парижской же "Гранд Опера". Живой классик Ролан Пети, дав согласие на постановку балетов в Петербурге, со скандалом уезжает в Большой из-за слишком вольной интерпретации своих спектаклей. Алексей Ратманский, любимый хореограф Москвы, снятый с постановки шемякинского "Щелкунчика" в Мариинке, логически завершает взаимоотношения с Большим театром назначением на пост худрука балета. Светлана Захарова, любимица балетного директора Махара Вазиева, танцующая почти все ведущие партии, уходит к конкурентам. Эти факты, а также многочисленные сопутствующие легенды навели нас на мысль провести своеобразное расследование на тему соперничества двух театров. Легенда первая. Петербуржец в Москве - Считается, что к петербуржцам в Москве относятся прохладно, что вагановская школа лучше московской, а в Большой уходят, только сильно разругавшись с руководством Мариинки. Светлана Захарова: - Я не могу сказать, что один театр перспективнее другого. В Большом мне не обещаны никакие новые постановки, и никаких скандалов в Мариинском у меня не было. Конечно, если из театра уходит ведущая балерина - это большая потеря, поэтому мы долго вели переговоры с Вазиевым, но в конце концов пришли к общему мнению. Я очень рада, что он дает мне возможность танцевать и в Мариинском театре, а также ездить с ними на гастроли. Все крупные театры в мире - конкуренты, и это нормально. Если сравнивать работу внутри труппы, то могу сказать, что в Мариинском театре строгая и жесткая дисциплина, и все очень много работают. Пока я не заметила в Большом никаких негативных эмоций по отношению ко мне. Наоборот, все интересуются: как я, не помочь ли советом. Легенда вторая. Москвич в Петербурге Николай Цискаридзе, солист Большого театра: - Сразу хочу вас предупредить: я стал мудрым. Мудрость, знаете, приобретается собственными шишками. Так что вы меня вопросами не провоцируйте, я хочу умереть собственной смертью. Мариинский и Большой - абсолютно не конкуренты, это совершенно разные театры, и сравнивать их нельзя. После того как однажды я провел в Мариинке целый месяц и вернулся в Москву, первое, что бросилось в глаза, - все вокруг красное. Я понял, как сильно отвык. Даже в цвете - менталитет двух городов. В Москве все насыщенное, сочное, агрессивное. Питер - более спокойный и холодноватый. Есть такие понятия в искусстве, как школа переживания и школа представления. Москва - школа переживания, душа нараспашку, все эмоции на максимуме. Петербург - школа представления, где главное - форма. - На ваш взгляд, руководство в Мариинском театре более жесткое, чем в Москве? - Здесь я гость, и отношение ко мне другое. Но вообще балет нуждается в сильной руке. Мы часто разговариваем в Мариинке с ребятами, - они жалуются, а я их убеждаю, что иначе нельзя. Дисциплина в театре должна быть военная. Вот в Большом с нею как раз в последнее время неважно. - Считается, что в балетной системе все делается по блату. Чтобы станцевать сольную партию, артисты стоят в длинных очередях, и кто знает, какими средствами приходится добиваться, чтобы эта очередь стала короче... - Везде одно и то же. Театр - очень жестокое место. Противопоставления, неурядицы, обиды, зависть. Лучше от всего абстрагироваться. Я-то сам с улицы пришел. Было сложно поначалу. Слишком ярким я был, чтобы меня сразу приняли. Но если у человека хватает силы воли и ума, чтобы это пережить, у него все получится. - Как-то вы говорили, что обычно на слуху совсем не те имена, которые того заслуживают. Это намек на то, что некоторых балерин раскручивают богатые дяди? - Деньги можно вкладывать в кого угодно, но проходит время, и тот, кто был достоин, все равно займет свое положение. Меня никто не раскручивал. В Петербург я приехал как московский артист, о котором никто ничего не знал. Не было ни афиш, ни рекламных роликов. Но после первого спектакля началась самая лучшая реклама: когда люди просто из уст в уста передавали, что на это стоит сходить. - Вам в Питере хорошо. А вот Москва, считается, ревностно относится к питерцам. - Москва не принимает петербуржцев? Неправда! Все петербуржцы, которые приехали в Москву, получили мировую известность. Да у нас все руководство Большого театра - это Петербург! Москва принимает всех. А почему питерцы в Москву уезжают? Потому что где столица, там и главный театр. Правда, в этом и проблема московских актеров: они настолько привыкли считать себя самыми главными, что уже не обращают внимания на других. А вот Питер москвичей принимает довольно тяжело. Тем больше я горжусь, что часто выступаю в Петербурге". Что тут сказать? Просто идиллия. В неудовлетворенности идем к first face российского балета Ульяне Лопаткиной, которая после рождения дочери и перенесенной операции на ноге успешно начала новый сезон гастролями в Лос-Анджелесе. Легенда третья. На Западе танцуют лучше - Почему наши балетные труппы мало исполняют современную хореографию? - Российскому зрителю ближе классический балет. Вопреки убеждениям, классический балет - не музейный экспонат. Партия, которую мы танцуем в спектакле, - старинная оболочка, в которой можно выражать современные чувства. Я, конечно, хотела бы увидеть хороший новый спектакль. Но для этого надо экспериментировать на маленьких площадках. Нужно беречь традиции нашего театра и искать постановки, которые проверены временем или другими театрами. К сожалению, у нас считают так: лучше новое, чем совсем ничего. - Русский балет технически отстает от Запада? - Если мы будем ориентироваться на Запад, то потеряем свою индивидуальность. Если потеряем индивидуальность - не будем интересовать Запад. Вот такой замкнутый круг. Не важно двигаться в таких темпах, в каких танцуют американцы, важно делать это хорошо. По-русски, одухотворенно. Дело не в том, что мы отстали от Европы. Дело в том, что мы не так тщательно работаем над собой. Знаете, чем профессионал отличается от непрофессионала? Профессионал не выйдет на сцену, пока в танце у него не отработано все: рисунок, техника, роль. Если мы будем думать только о том, как сделать побольше вращений, мы конкуренции с Западом не выдержим. Но когда русский танцует со всей силой своей души - американцам крыть нечем. В нашем театре постоянно не хватает времени для черновой работы. Спектакли готовят в таких экстремальных условиях, что роли выходят незавершенными. Для чего эту гонку устраивать? Говорят, что жизнь идет вперед и нельзя готовить спектакль бесконечно долго. А бесконечно долгим считается один месяц. Но танцовщик не может научиться переживать, играть и танцевать наскоро. И если в классическом балете пекутся лишь о технике, получается цирк". Если принять все сказанное артистами за истину, можно составить нехитрую формулу: Большой + Мариинский = великий русский балет, с которого сыплется нафталин, но которым второе столетие привычно восхищается мир, а его эмблема - эффектная стойка из "Лебединого озера" - ассоциируется с шоколадками "Вдохновение" и TV-заставками периода политических катаклизмов. Санкт-Петербург Автор: Анна Ершова Источник: Независимая газета
|