В любом художественном произведении очень важен фактор рукотворности. В работах художника эта самая рукотворность обыкновенно видна весьма чётко. Не важно, имеем ли мы дело с цветом (живопись маслом) или с его отсутствием (графическая работа углём) – в любом случае рукотворность явно ощущается зрителем. Именно явно различимая рукотворность облегчает искусствоведческий процесс атрибуции художественного произведения. Совсем иное дело – фотография. Она довольно технична по своей сути. Глядя на конечный фотографический отпечаток, определить его автора значительно сложней. Очень часто фотография слишком уж хорошо передаёт реальность и слишком уж успешно скрывает авторство. Иными словами, она несёт не так уж много признаков рукотворности, понимаемой тут как выражение авторской индивидуальности. В фотографии отказ от цвета в пользу чёрно-белого изображения – это один из способов хоть как-то восстановить почти утраченную рукотворность. Использование специальных техник (например, съёмку моноклем) также направленно на решение этой задачи. Именно поэтому чёрно-белая фотография во многих случаях и воспринимается как более художественная. В ней чётче обозначен авторский уход от исключительного документирования реальности в пользу художественной рукотворности. Как бы искусство не напоминало реальность (скажем, за счет дополнение традиционного плоского изображения объёмностью, осязательностью, запахами и пр.), оно всегда лишь остается имитацией реальности; причем, имитацией, полученной в результате авторской интерпретации. Авторы используют реальность просто как ещё один инструмент для собственного самовыражения. Причем, в фотографии, наверно, – как ни в каком другом виде искусства. Этот факт отчетливо осознается и на уровне зрителя, слушателя, и т.п. Как заметил Александр Сергеевич Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». В момент восприятия явно осознаваемый вымысел чудесным образом преобразуется в иллюзию реальности. Но заменить вымысел на реальность нельзя, ибо он и есть наисущественнейший компонент искусства. Какую бы форму он не принимал. Если искусство сможет в точности повторять реальность – оно перестанет быть искусством и само станет лишь частью реальности. Убив дракона, оно само станет (вынуждено будет стать) драконом. В фотографии отказ, например, от цвета – это один из возможных видов естественного сопротивления процессу такого превращения.
|