Воскресенье, 24.11.2024, 16:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Архитектура и дизайн [7]
Живопись [21]
Знаменитые люди [3]
Кино [24]
Литература [43]
Мода [0]
Музыка [21]
Народное творчество [19]
Театры [6]
Фотография [16]
Музеи [7]
Танец [13]
Искусство татуировки [7]

Главная » Статьи » Культура и искусство » Фотография

Практика: как правильно использовать свет в фотографии

Не секрет, что основа успеха фотографии состоит именно в освещении - без света вообще невозможно сделать снимок. Кто не хочет получить яркие, сочные снимки как на обложке глянцевого журнала? Освещение очень значимо как для портрета, так и для натюрморта, а также и для других видов съемки. Первое требование – света должно быть достаточно. Длительные выдержки приводят к смазанному изображению, повышению светочувствительности и к появлению «шумов» на изображении.

Когда света достаточно, снимок получается сочным, ярким, насыщенным с хорошо различимыми деталями. Поэтому очень важно обеспечить достаточный свет. Вторая, более сложная задача – сделать световой рисунок выразительным, акцентировать внимание зрителя на главном. Красивый необычный свет становится неотъемлемой частью снимка, частью композиции. А для экспериментов и получения интересных снимков совершенно не обязательно использовать дорогое студийное оборудование.

Для того, чтобы добиться хорошего результата при съемке с разными источниками света, вам нужно хорошенько познакомиться прежде всего с ручным режимом работы фотокамеры. При творческой работе со светом про автоматические режимы лучше забыть.

При съемке портретов на улице встроенная вспышка позволит улучшить снимок. В пасмурную погоду фотография получится более яркой и насыщенной. В солнечный яркий день применение вспышки позволит избежать сильных теней, черных провалов. Наиболее же подходящее освещение для съемки портрета на улице – рассеянный свет в облачную погоду.

Чаще всего приходится сталкиваться с нехваткой света в помещении: у себя дома, в гостях, школе, детском саду и т.п. Применение встроенной вспышки – далеко не самый лучший способ увеличить освещенность. Вспышка дает жесткий свет, и, поскольку источник света маленький и сам свет не рассеянный, тени получаются ярко выраженными. Вспышка делает лицо человека плоским, и портрет лишается художественной привлекательности. Вместо уникального выражения глаз модели передаются все морщины, дефекты кожи. Кроме того, снимая портреты дома, вспышку лучше сочетать только с естественным светом. А вот сочетание вспышки и обычной лампочки может дать не самые лучшие цветовые эффекты.

Освещение должно быть подобрано таким образом, чтобы хорошо передавались объем и форма лица, без глубоких теней. Свет желательно сделать мягким, для этого можно применять рассеиватели. Такое освещение будет не контрастным, и оно создаст плавные тональные переходы, смягчая изображение, при этом дефекты кожи станут менее заметными.

Источники света в фотографии условно могут выполнять следующие роли.

Рисующий свет. Источник рисующего света должен быть всегда один. Теоретически это основной свет в композиции. Это направленный свет, который выявляет форму и детали предмета, этот свет может быть жестким или мягким. Лампы нужно использовать либо различной мощности, либо удалять их на разное расстояние от объекта. Часть света от источника рисующего света может отражаться от отражателя, и вы получите заполняющий свет, который подсвечивает тени. Источник света ставится обычно не ближе полутора двух метров от объекта, но и не слишком далеко. Функцию рисующего света может выполнять солнечный свет, который проходит через окно, дверь и т.д. Рисующий свет создает теневой контур. При освещении поверхности источником света со стороны камеры, на отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются теневые участки, создающие контур.

Заполняющий свет должен равномерно освещать объект, создать такой уровень освещенности, чтобы хорошо проработались детали, и не было видимых теней. Тени он делает более светлыми. Заполняющий свет должен быть мягким – например, источник можно направить в светлый потолок.

Моделирующий свет играет роль дополнительного заполняющего света. Он подсвечивает тени в нужных участках. Моделирующий свет образуется маленькими источниками мягкого света. Позволяет получить блики, рефлексы на отражающих деталях объекта съемки.

Контровой свет (встречное освещение). Световой источник располагается за объектом съемки. Создается световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения фактур, создания "игры света" на прозрачных предметах. Чем ближе к камере расположен источник света, тем шире образуется полоса светового контура. Чем дальше источник света от камеры, тем больше световая полоса сужается.

Фоновый свет освещает фон. Используется мягкий и рассеянный или направленный свет. Фоновый свет выделяет объект съемки, создает разницу освещения между ним и фоном. Чтобы получить объект идеально белом фоне, на фон направляется более сильный свет, чем на объект. Чтобы подчеркнуть объект на цветном фоне, фон освещается меньше, чем объект съемки.

Световой акцент – узкий направленный луч жесткого или мягкого света направляется на часть объекта, которую нужно подсветить и композиционно выделить.

Освещенность объекта съемки прямо пропорциональна яркости источника света. При увеличении яркости света в два раза освещенность предмета увеличится вдвое. При искусственном свете освещенность зависит от расстояния между источником света и объектом съемки. Относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния.

Правило обратных квадратов означает, что:
при увеличении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность уменьшается в четыре раза;
при увеличении расстояния между объектом и источником света в три раза освещенность уменьшается в девять раз;
при уменьшении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность возрастает в четыре раза.

Электрический свет в комнате значительно слабее, чем солнечный свет. При использовании лампы ее светоотдача со временем становится меньше. Колебания напряжения электрической сети влияют на спектральный состав света. Повышение номинальной величины напряжения в сети на 10 процентов увеличивает светоотдачу лампы почти в полтора раза, а цветовая температура света увеличивается. Падение напряжения на 16 процентов вдвое уменьшает светоотдачу, а цветовая температура снижается.

Люминесцентные лампы как источники света для съемки используются редко. Для получения большей освещенности попробуйте на время съемки вкрутить мощные лампочки. Они стоят недорого, но зато освещенность комнаты станет заметно выше. Хорошо использовать матовые лампочки, мягче рассеивающие свет по сравнению с обычными. Однако один источник света дает не самый лучший световой рисунок. Вы вполне можете поэкспериментировать с дополнительными источниками света. Это могут быть настольная лампа, торшер, бра и т.п. (желательно с белыми абажурами) Модель можно подсветить сбоку или сзади, сверху – экспериментируйте, ищите наиболее удачное и интересное освещение. Светильники можно направить на стену, в потолок или на отражатель. Подбирайте тот световой рисунок, который придаст модели большую выразительность, поможет подчеркнуть характер, настроение, выражение лица. Освещение должно работать на общую композицию и удачно подчеркивать главное, чтобы сделать акцент. Грамотно и творчески используя освещение, вы быстрее добьетесь успеха, чем, если будете идти методом собственных проб и ошибок.

Но источник света сам по себе не обеспечит хорошую фотографию. Жесткий направленный свет можно использовать по-разному. Чтобы сделать свет мягким, рассеянным, можно использовать марлю, тюль, располагайте источник света на разных расстояниях от рассеивателя, чтобы получать различные эффекты.

Так как такой источник постоянного света излучает много тепла и сильно греется, накрыть его марлей сверху не получится. И чтобы сделать свет от него более рассеянным, можно расположить его за висящей белой тканью на некотором расстоянии. Мощные прожекторы сильно греются, и в целях безопасности не оставляйте их включенными без присмотра. Особенно если рядом есть ткань, бумага, пленка и т.д. Будьте очень внимательными, используя такие светильники – не кладите их на диван, стул, кресло. Это очень опасно. Они должны быть закреплены на кронштейне.

Чтобы получить хороший портрет, конечно, одного источника света, пусть даже с рассеивателем, недостаточно. Нужно как минимум два, а лучше три и даже больше. Самое простое и доступное решение – недорогие офисные лампы со струбцинами либо с прищепками. Они легкие, небольшие, излучают хороший равномерный свет. Вполне достаточно матовой лампы на 60-75 Вт. Комбинируя их, вы получите довольно интересное освещение. В отличие от импульсного света (вспышек), с этими лампами проще работать – вы сразу видите, что у вас должно в итоге получиться на снимке. Постоянная практика, поиски позволят вам быстро добиться оригинальных результатов. Однако когда вы будете снимать людей, они могут быстро устать: ведь они не привыкли к такому яркому свету, направленному в глаза. Особенно это касается маленьких детей. Малышей до года вообще нельзя слепить ни ярким светом, ни вспышкой – это очень опасно не только для их зрения.

Направляя лампу на отражатель, вы уменьшаете поток света. Поэтому придется либо увеличить выдержку, либо «задрать» светочувствительность ISO. Если требуется большая мощность направленного источника света, то в качестве недорогих, дополнительных источников света в домашних условиях можно использовать галогенные прожекторы мощностью от 150 Ватт до 500 Ватт. Но учтите, что цветовая температура таких ламп низкая – порядка 3500 К, в то время как солнечный свет дает в среднем температуру 5500 К, в результате чего снимки «уйдут» в желтые тона. Здесь нужно, соответственно, позаботиться о балансе белого. Установите его по белому листу или вручную укажите температуру. Либо снимайте в формате RAW, а затем при обработке на компьютере установите правильный цветовой баланс.

Такие хозяйственные прожекторы можно приобрести в комплекте со специальными стойками – держателями с тремя ножками, похожими на штатив. Их удобно использовать: быстро переставлять и наклонять сам прожектор. В среднем цена такой стойки с прожектором составляет 750-1000 руб. Даже если вы не найдете в продаже стойку для прожектора, можно приспособить обычный фотоштатив.

Если нет штатива, то это не повод остановиться на пути творческого развития – используйте все, что есть под рукой. Например, крестовину от елки, дюралевые трубки для торговых или хозяйственных конструкций или даже черенок от лопаты, швабру и т.д. Для стыковки узлов подойдут как имеющиеся в хозяйственных магазинах зажимы для металлических трубок, сантех хомуты, так и струбцины, прищепки-зажимы, миниатюрные тисочки. В крайнем случае самое универсальное средство - скотч. Самодельные конструкции и приспособления могут получиться хлипкими и неустойчивыми, поэтому нужно соблюдать осторожность, чтобы все это не упало.

Очень хороший результат даст свет, направленный на отражающий и рассеивающий свет зонтик. Существуют специальные фотозонтики, окрашенные изнутри. Также существуют зонтики, которые можно использовать на просвет, в качестве софтбокса. Например, вы можете взять детский прозрачный зонтик – не цветной, конечно. Применение зонтика даст намного более качественный результат – световой рисунок на фотографии выигрышно отличается от одного-двух направленных источников света.

Когда на объект направлен источник света, с противоположной стороны наблюдаются тени. Для того чтобы выровнять тени, используйте отражатели – это может быть белая, золотистая или серебристая поверхность. Белый матовый отражатель дает нейтральный оттенок, у такой поверхности больший коэффициент отражения света. При использовании серебристого отражателя цветовая гамма снимка заметно смещается в холодные цвета. Золотистый делает объект съемки теплее, придает более радостное настроение. Свет напоминает освещение при закате, кожа человека приобретает золотистый «загоревший» оттенок.

Вовсе не обязательно платить большие деньги и покупать профессиональные студийные отражатели. Хотя, конечно, держатели, лайтдиски (отражатели), софт-боксы очень удобно использовать в работе. Вы можете и самостоятельно изготовить отражатели, которые помогут сделать снимок интереснее. Для этого подойдет строительный полистирол, картон, оргалит, фанера, ДСП. На ровную плоскую поверхность натягивается простынь, матовая белая бумага или наклеивается фольга (золотистая или серебристая). Кроме того, вы можете сделать каркас из реек, трубочек, толстой проволоки, и на эту рамку натянуть ткань или бумагу.

Отражатель поможет вам, например, при съемке модели рядом с открытым окном, из которого идет дневной свет. И одна половина лица на снимке получается хорошо освещенной, вторая – темной. Исправить положение позволит именно отражатель, расположенный напротив окна так, чтобы отраженный свет подсвечивал тени – для этого можно использовать даже лист белой бумаги. Отражатель можно укрепить на подставке, стойке, или попросите близких подержать его на время съемки.

Свет можно «окрасить», если использовать светофильтры – пластик, покрытый с обеих сторон цветной пленкой. Но учтите, что от мощного источника света пластик со временем становится прозрачным. И еще нужно учитывать, что любой светофильтр поглощает часть света. Например, 500 Вт лампа, в зависимости от плотности фильтра, может превратиться в источник света мощностью в 250 Вт.

В достижении нужного цветового эффекта играет роль цвет заднего фона. Фон нейтрального цвета (белого, серого) хорошо передает цвет тона света, который пропущен сквозь фильтр. Темный же фон поглощает свет, и поэтому мощность источника света должна быть больше.

Так что не бойтесь экспериментировать и помните, что хороший снимок делает не оборудование, а фотограф.

Артур Газаров

Категория: Фотография | Добавил: --- (14.10.2007)
Просмотров: 1022
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Что Вас больше интересует?
Всего ответов: 44

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz