На страницах нашего портала мы хотим отдать дань уважения русской национальной танцевальной культуре. Среди российских творческих коллективов, снискавших мировую славу, пожалуй, самый известный - Государственный академический ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева. Предлагаем нашим читателям материал о легендарном ансамбле. "Балет Моисеева" на всех языках произносится одинаково. Словно волшебная формула, открывающая целый мир. Объединившая чувством радостного изумления зрителей всех континентов. Праздник, чудо, фейерверк - синонимам формулы нет конца. Цена этой радости узнавания - подвижнический труд не одного поколения моисеевцев. В сущности, ансамбль давно заслужил название Театра народного танца, пока незакрепленное в афишах. Но путь от танцевальных миниатюр до хореографических спектаклей убеждает в жизнеспособности моисеевской идеи театра танца. Рассказ об ансамбле без Моисеева невозможен. Для артистов он - пример служения любимому делу, мудрого приятия нелегких побед и неизбежных потерь. Для него коллектив - жизнь, гордость и слава. Осуществленная мечта и постоянная забота. К 1937 году Моисеев окончательно влюблен в народное творчество. Пешком и верхом освоив Памир, Кавказ, Урал, Моисеев убедился: фольклору необходима новая, сценическая жизнь, по законам и требованиям театра. Убеждения подкрепляла практика - работа в Театре народного творчества, постановка I Всесоюзного фестиваля народного танца. Требовалась мобильная труппа, способная театральными средствами передать природу фольклора. И судьба распорядилась счастливо: 10 февраля 1937 года состоялась первая репетиция первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Но что за страсти кипели вокруг моисеевского начинания! Особенно кричали "теоретики", требуя этнографичности фольклора, этакого музея танца. Моисеев же отстаивал принцип театрального действия, действия в танце, открывающего необозримые перспективы. Мечтатель? Просто он смотрел из будущего. И невозмутимо обходя невежд, доверял единомышленникам. Своим танцорам. Хотя трудностей и тут было предостаточно. Одни пришли едва ли не с деревенской околицы, другие - с балетных подмостков. Предстояло переплавить лихую народную выходку и сухость академизма в единую танцевальную манеру. Ныне знаменитый моисеевский стиль. Тогда же не было ни опыта, ни знания, ни традиций - все создавали впервые. И аргументы в защиту моисеевской идеи Театра танца ансамбль "вытанцовывал" в упорном труде. Тем энтузиастам и смельчакам, что радостно и без оглядки устремились за ним в неизвестность, Моисеев благодарен и по сей день. Вслед за первой программой "Танцы народов СССР" (1937-1938) ансамбль примерялся уже к сюжетным балетам с реальными персонажами. Их воплощение отодвинула война. Но не зачеркнула: невероятными усилиями ансамбль сохранил труппу, совершенствовал профессионализм, продолжал освоение фольклора для новых постановок. Из гастролей по Монголии (1943) ансамбль привез "Цам"- народную сказку, превращенную в настоящий театральный спектакль. Но это будет в мирной жизни, а тогда исполнительский состав подбирался порой по умению держаться в седле - до "сцены" тряслись верхом по горным тропам... А еще моисеевцы гордились "своим" танком, собранным на их более чем скромные средства. И ансамбль выстоял: давали в день по три концерта на сценах из составленных вместе грузовиков, палубах боевых кораблей, лесных полянах. Тогда в ансамбле укрепилось правило: не драматизировать неурядицы, а тут же обыгрывать их - озорно, хлестко, иронично. Как заготовки будущих образов. Из таких заготовок и путевых заметок выстраивались целые картины. В сюите "День на корабле" (1943-1944) моисеевцы с юмором и блеском рассказали в танце о военном быте моряков- краснофлотцев. Самый ценный трофей войны - "Партизаны" (1950). Поразительно точный по форме, до предела насыщенный эмоциями, номер стал пластической поэмой в честь миллионов рядовых Войны - открытых, улыбчивых, бесстрашных. Гордость ансамбля, он неизменно включен в гастрольные программы. Для танцоров "Партизаны" - нелегкое испытание на артистизм, виртуозность, характерность. После войны народы Европы с энтузиазмом восстанавливали жизнь, быт, искусство. К Моисееву за советом обратились руководители народных ансамблей. Помощь оказалась взаимной: начинающие балетмейстеры получили необходимые консультации, ансамбль - материал для новых экспериментов. Программа "Танцы славянских народов" (1945) развернула целые сюиты танцев народов Восточной Европы: болгарских, польских, румынских и венгерских. (Поразительная подробность - Моисеев сам не видел югославских танцев и национальную лексику искал в орнаментах, песнях, сказках. На родине танца сюиту приняли на "ура".) Вслед за Европой ансамбль вторгается в Азию. Программа "Мир и дружба" (1953) включала корейские, монгольские, китайские танцы. И снова удача - на гастролях в Китае (1954) публика с изумлением обнаружила, что русские точнее и выразительнее исполняют старинный танец с лентами. Свой вариант моисеевцы "подарили" китайским танцорам. К этому времени выровнялся исполнительский состав труппы, репертуар насчитывал десятки танцев, картин, сюит. В 1955 году ансамблю предстоял новый качественный скачок... на парижскую сцену. Танцоры ехать побаивались - парижская публика определила судьбу не одной антрепризы. Моисеев же предполагал удачу. И оказался прав: под грохот аплодисментов во Дворце Шайо в прах рассыпался пресловутый железный занавес. Париж снова узнал блеск и очарование русского искусства. За моисеевцами потянулся шлейф восторженных эпитетов. Вот лишь одно резюме: "Если концерты моисеевского балета не заставили вас неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит вы не совсем нормальны". А вскоре оценки парижан разделили тысячи зрителей на другом конце Земли: тоже первыми, и тоже с триумфом моисеевцы выступали в Нью-Йорке. Гастроли по США (1958) открыли новую эру в общении России и Америки - конец холодной войне, да здравствует дружба, искусство, любовь! Знаменитый Сол Юрок дал ансамблю "зеленую улицу". Гастроли стали традицией, а моисеевским подаркам американцы радовались как дети. Концерты непременно заканчивала американская кадриль "Сквер данс" - и тут уже танцевали не только на сцене, но и в партере, на галерке, в оркестровой яме. Гастроли - жизнь ансамбля. Коллектив побывал на всех континентах, по воде, земле и воздуху не один раз "прогулялся" до Луны и обратно, рецензии составили целые тома. Но главное - с зарубежными гастролями новая эра началась и для ансамбля. Танцевальный фольклор теперь осваивали не понаслышке, а в живом, непосредственном общении. Расширялся репертуар - и усложнялись художественные задачи. Удачи и находки танцевальных сюит напрямую вели к настоящему театральному действу, в котором танец и музыка, режиссура и драматургия, костюмы, свет одинаково важны и подчинены исполнителю. Для новых экспериментов хореографу требовались не просто профессионалы, но актеры-танцовщики, с ходу развивающие стремительную мысль хореографа. Усложнялись его требования - совершенствовалась школа. Моисеевская школа танца. Ее с блеском представил ансамбль в программе "Дорога к танцу" (1965). В "Класс-концерте" изобретательно выявлен процесс сочинительства: на глазах у зрителя лихо и мастерски танцоры составляли из отдельных элементов реплики, фразы, диалоги. "Класс-концерт" демонстрировал не только "сиюминутное чудо" рождения танца, но и выучку, слаженность, единство стиля труппы. А Моисеев - и свое отношение к артистам: он ими гордится, ценит и бесконечно много требует. Чуть меньше, чем с себя. За "Дорогу к танцу" Моисеев удостоен Ленинской премии, коллектив - звания первого в стране академического ансамбля народного танца. Вновь обозначилась необходимость качественного скачка. Освоен целый океан фольклора, опробованы десятки жанров и малых форм. И Моисееву не терпелось доказать, что ансамблю по силам большой хореографический спектакль Великий спорщик, Моисеев задумал "Половецкие пляски" в полемике с Михаилом Фокиным, бунтарем и врагом всякой догмы, почитаемым учителем, но - художником ушедшей эпохи. Мало "брать па из музыки" (как работал с партитурой Фокин), Моисееву нужна историческая достоверность быта, нравов, характеров. Из нее родились убедительной силы и яркости сюжет, нюансы пластики, рисунки танцев. Ликование оркестровой меди, неожиданные эффекты и трюки дополнили картину дикой стихии - ансамбль дерзко и вдохновенно преодолел еще одну ступень к театру танца. В честь премьеры моисеевских "Половецких плясок" в Париже в 1971 году выбита специальная памятная медаль... Моисеев отозвался просто: "Я этой работой горжусь". С тех пор минуло четверть века, появились новые спектакли и сюиты, которыми по праву может гордиться Моисеев. Одна из них - "Сюита греческих танцев" (1991). Идея и ее постановка обсуждалась с Микисом Теодоракисом. Он бережно аранжировал популярную мелодию, Моисеев чутко уловил и развил композиторскую мысль в масштабной пластической фреске. И вместе с танцовщиками обогатил ее оттенками национальных характеров. Сюита греческих танцев - одна из сотен сцен, картин, сюит ансамбля. Они объединены в циклы "Картинки прошлого", "Советские картинки", "По странам мира". Лучшие номера циклов вошли в программу "В гостях и дома. По гастрольным маршрутам" (1983). Идея программы - показать путь от миниатюр до балета. "Ночь на лысой горе" поставлена на музыку М. П. Мусоргского, по мотивам произведений Н.В. Гоголя. Ансамбль и раньше обращался к симфонической музыке ("Арагонская хота" М. И. Глинки, "Скоморохи" Н. А. Римского-Корсакова и др.), литературе ("Испанская баллада" П. де Луна поставлена по сюжету П. Мериме). Однако впервые ансамбль заявил о спектакле в двух частях-актах, с либретто и персонажами, режиссерской партитурой и симфонической музыкой, театральными выразительными средствами. В "Народных сценах" в пестрый венок танцев остроумно вплетены розыгрыши, шутки, перебранки - все, чем богата ярмарочная площадь где-нибудь на Полтавщине. Конечно, из детских путешествий в окрестностях Диканьки Моисеев привел на сцену эти живые сочные типажи. И тут же - абсолютно гоголевские мистификации. Всамделишные "...черти с собачьими мордами на немецких ножках" начисто сметают со сцены девчат и парубков. В "Шабаше" задействованы самые невероятные эффекты: стробоскоп, ударная установка, маски, ходули, ролики. А танец - от классики до брейка. Виртуозные реплики рождались весело, играючи, а пантомима мизансцен - из безудержной импровизации Моисеева и танцовщиков. Однако успех спектакля, с которым ансамбль проехал едва ли не полмира, для коллектива уже удачное вчера. У Моисеева снова идет прикидка исполнителей, идей, сюжетов к новым балетам. И к неосуществленным, не отпускающим душу замыслам. Сюита еврейских танцев "Семейные радости" впервые показана в 1994 году на фестивале в честь 70-летия творческой деятельности Игоря Моисеева. А задумывалась... еще в 1939 году для инсценировки в ансамбле "Фрейлехса", свадебного обряда, Моисеев приглашал Михоэлса и Зускина. Тогда постановка не состоялась, но замысел не тускнел, напротив, обрастал новыми деталями и подробностями. И вот через десятки лет закулисной подготовки свадебные персонажи пробились-таки на сцену. То ли прямиком из неунывающей Касриловки Шолом-Алейхема, то ли с Витебских окраин Шагала. По ходу действия, суетясь и толкаясь, они успевают поссориться и помириться, поторговаться и уступить, всплакнуть и посмеяться друг над другом. Живописные коллизии счастливо разрешаются свадебным пиром. Но это вовсе не конец - потому что финальное неистовство эмоций и темпов танцоры бисируют с еще большим напором и азартом. Только Моисееву дано сравнить сегодняшних танцоров с первыми, с теми, кто начинал. Неизмеримо выросла исполнительская культура, техническая оснащенность труппы. Нынешним моисеевцам под силу все стили и жанры танца, завтрашние их обязательно превзойдут. Неизменным останется главное - живая душа, задор и характерность народного танца. В январе 2001 года ансамбль дал торжественный концерт в честь 95-летия создателя и бессменного руководителя Государственного академического ансамбля народного танца, а по сути, театра танца, Игоря Моисеева. Концерт состоялся в Большом театре, из которого Моисеев шагнул в мир и умножил славу русского искусства танца. 10 февраля 2002 года коллектив отпраздновал свое 65-летие праздничным концертом, который был составлен из различных номеров, показывающих творческий путь пройденный ансамблем за 65 лет. Но праздники создаются им на лестницах, в раздевалках cнова повторяют, уточняют движения танцоры ансамбля. Азартнее, легче всех Моисеев - его показы уникальны и легендарны. И правда, в его мастерстве нет усилий - есть вдохновенное чувство полета. Великий фантазер - Игорь Моисеев смотрит из будущего. С официального сайта http://www.moiseyev.ru/index.aspx Здесь вы можете получить историческую справку о гастролях ансамбля с момента его образования, информацию о репертуаре, написать письмо своим кумирам. И следите за гастролями Ансамбля Игоря Моисеева в России!
|