Открытое дистанционное образование (ОДО) – это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами . Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения. Наибольшее влияние на создание ОДО оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии и маркетинговые методы обслуживания потребителей. Важнейшую роль сыграло также осознание необходимости перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, широкому применению разделения труда, системного и сетевого подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ПОДХОДЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Комплекс образовательных методик и подходов Для повышения эффективности обучения в технологии ОДО используется комплекс методик и подходов к образованию, ориентированный на потребности и восприятие менеджеров. Его основные элементы: * Сближение обучения с практической деятельностью студента – обучение на базе рабочей ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов и др. * Использование наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, таких, как групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», работа с интерактивными учебными материалами и т.д. * Образовательный подход – помощь в проявлении уникальных способностей студента, формировании его собственной цельной картины взглядов на управление фирмой посредством усвоения концепций, применимых в широком диапазоне ситуаций. * Андрагогический подход – системное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают организационным опытом, сами выбирают, что им учить, и могут обеспечить самоконтроль процесса обучения. * Развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях путем использования проблемных методов обучения (case study и рабочие ситуации). * Развивающий подход – обучение умению не только знать, но и думать, использовать знания, регулярно повышать свой интеллектуальный уровень. * Универсальность изложения курсов и применение методов адаптации содержания к конкретным условиям. Маркетинговый подход к обслуживанию студентов * Обеспечение максимального удобства обучения и его доступности для студентов. * Системный подход к обеспечению студентов всем необходимым для обучения. * Оптимизация финансовых и временных затрат студентов, отнесенных к эффективности обучения. * Стандартизация технологии обучения. * Система поддержания уровня качества. * Модульное построение программ обучения. Возможность выбора студентом курсов и темпа обучения в соответствии с потребностями. * Сочетание индивидуальности обучения с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания. * Помощь в приобретении студентом не только знаний и умений, но и многого другого, необходимого для успешной деятельности руководителя. Методы обучения Заочные * Самостоятельные занятия с учебными материалами . * Письменные работы – самостоятельное активное обучение с привлечением рабочей ситуации; текущий контроль и коррекция обучения. Очные * Тьюториалы (семинары) – активное групповое обучение; получение обратной связи, коррекция обучения и мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей. * Воскресные школы – активное групповое и межгрупповое обучение в режиме «погружения»; коррекция полученных знаний, мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей. * Группы взаимопомощи – взаимообучение студентов, обмен опытом и установление деловых связей. * Письменный экзамен. Основные изменения в методах обучения * Использование интенсивных методов обучения. * Оптимальное сочетание различных методов обучения. * Специально разработанные учебные материалы. * Обучение на основе рабочей ситуации студента. * Взаимообучение. * Элементы обучения с помощью информационных технологий. * Тьютор едет к студенту, а не студент к тьютору. * Использование элементов консалтинга. * Сетевая система обучения. Основные выгоды для студента, предоставляемые данной формой обучения * Эффективное обучение без отрыва от работы. * Уникальная практичность обучения. * Экономия финансовых и временных ресурсов студента примерно вдвое. * Высокий, стандартный уровень качества обучения. * Получение дополнительных услуг (деловые связи, консультации и др.).
|