Среда, 24.04.2024, 07:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Изобретения [21]
Иностранные языки [5]
Педагогика [1]
Учебные заведения [33]
Научные исследования [60]
Курсы [22]

Главная » Статьи » Наука и Образование » Научные исследования

Сознание. Лекция по философии (1)
Проблема сознания является одной из фундаментальных и важных в философии. Изучение эволюционно-биологических предпосылок, культурно-исторических и социальных условий возникновения и развития сознания способствует формированию правильного научного представления об окружающем нас мире.

По данной теме автором составлены две лекции. Первую из них представляем на ваше обсуждение. В данной лекции мы попытались дать характеристику понятия сознания, рассмотреть различные подходы к пониманию сущности и происхождения сознания. Нами приведены современные точки зрения качественного своеобразия сознания, использована свежая литература, в том числе учебники и учебные пособия по философии, изданные в последние годы. Лекции предназначены для аспирантов и для студентов естественных факультетов.

Сознание и его происхождение, сущность и источники.

Понятие сознания принято рассматривать в философии в качестве категории сферы духа. Согласно этой традиции можно выделить три проблемы, находящие в центре внимания различных течений:

а) существует ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений?

б) является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое?

в) как соотносятся между собой сознание и близкие ему реальности – психика, духовное, идеальное?

Многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознание и физические процессы это одно и то же, что сознания как такового нет. Существует философское течение, объединяющее тех, что отождествляет сознание и физические процессы. Такое течение называется физикализм, который стремится перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык физики, т.е. все есть “физическое”, “сознание есть нейрофизическое биологическое и в конечном счете физическое явление”.

Представители этого течения считают, что сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики. Понятия “память”, “мотивация” и т.п. могут быть выражены через термины физических систем.

А другие школы, утверждают, что всякая материалистическая теория должна отвергать факт существования сознания, иначе она – не материалистическая.

Одним из направлений в подходе изучению своеобразия сознания является вульгарный материализм XIX в. который полагал, “что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое – это единая материя” (Бюхнер, Фогт, Милешотт).

Другим направлением в подходе к качественному своеобразию сознания является отрицание материи и утверждение, что сознание индивида — единственная достоверная реальность. а “материальный” мир — лишь его порождение. Такая позиция получила название “солипсизм”. Это абсолютизированный субъективный идеализм.

Рассмотренные крайности не исчерпывают всех позиций. Существующие множества объяснений своеобразия сознания отличаются прежде всего решением вопроса, является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое.

Человеческое сознание и космос. Существует три основных варианта мнений:

сознание — есть космическое образование;

сознание — свойство живых организмов;

сознание — атрибут человека.

Первый подход представлен прежде всего в религиозных течениях, в центре внимания которых — божественный разум, надмировое начало — творец природы и человека1. Один из примеров — “философия всеединства” В. С. Соловьева, русского религиозного философа (1853—1900).

Сознание предстает как явление надчеловеческое не только в форме божественного разума. В учениях и религиозного, и атеистического характера ему даются самые разнообразные определения: “живое тело космоса”, “всепроникающий эфир”, особо тонкая энергия, пронизывающая космос, “океаноподобный абсолют”, “информационное поле космоса” и т.д. Делаются попытки естественнонаучного обоснования способов взаимодействия разума человека с “космическим разумом”. Среди них — метод “трансцендентальной медитации” — отношение сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным разумом).

Пример — учение французского биолога и философа П.Тейяра де Шардена (1881—1955). Он считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее “внутреннюю сторону”, ее “сокровенность”. Внутреннее сознание, — писал Тейяр де Шарден, — до крайности тонкий, но абсолютно необходимый для объяснения состояния космоса... слой”1. Энергия мира предстает как единство материальной и духовной энергии.

Ряд естествоиспытателей XX века считали, что из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с “трансцендентной реальностью”. Так, создатель “теории межзвездной нейрогенетики” Т. Лири, говоря о внезапном уровне сознания, утверждает, что оно “вписано” в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании.

В теории М. Талбота Вселенная — это гигантский разум, а мышление — это результат взаимодействия полей, которые организуют материю.

Во многих естественнонаучных объяснениях природы “космического” сознания уживаются и представления о божественном разуме. Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природою Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Из Бога, “Его всемогущей воли исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира”, “мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах”1.

Новейшие гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с древнейшими: с анимизмом первобытного мышления, т.е. верой в одушевленность каждой вещи, с представлениями о связи “души” человека с “мировой душой” в древнеиндийских учениях, с признанием всеобщей одушевленности материи (универсальности сознания как атрибута материи), получившим в XVII в. название гилозоизма (hyle — тело, zое — жизнь).

Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом. Они или признают вечность существования разума Вселенной, “трансперсональной реальности” Высшего Разума, или связывают их возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной, Галактики, Бога, Высших Сил.

Второй подход (сознание — свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей, по ее мнению, и человеку и животным. Для социобиологов сознание — это биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и животным. Конечные причины мотивов, целей, чувств, впечатлений — биологические. Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчелы, осы, не говоря уже о более высокоорганизованных представителях животного мира), и своеобразную “мораль”, например, самопожертвование ради других, и сходные с человеческими психическими явления — лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др.

Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоции, планирование, обобщение. Животное способно “говорить” жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130—225 знаков.

Исследования социобиологов восполняют многие пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животного. Но тезис об их единой сущности остается недоказанным. Экспериментально подтвержденная общность отдельных элементов психического в человеческом и животном мире упирается в отсутствие каких-либо доказательств аналогии систем психики человека и животного.

Третий подход к сознанию как атрибуту человека — представлен в основном двумя концепциями А.Г. Спиркина и А.В. Иванова.

Под сознанием, по А.Г. Спиркину, имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание.

Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности — в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание — не просто образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Из отмеченных А. Г. Спиркиным характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: "Сознание—это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека' (с.83).

"Поле" сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда' вписан крест, делящий его на четыре равные части (при этом подчеркивается, что такое разделение в значительной мере условно по отношению к реально существующему сознанию):

= схема =

Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность повеления человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

С сектором (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов, это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешне-познавательную (или внешне-предметную) составляющую сознания, где субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют "левую половинку" нашего сознания.

"Правая половинка" тоже состоит из двух секторов. Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным для жизедеятельности этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал "принципом удовольствия".

И наконец, сектор (IV) может быть соотнесен, по А. В. Иванову, с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное "я", другие "я", а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом внешне-познавательная составляющая сознания оказывается здесь редуцированной и подчиненной его "правой половинке".

Как замечает А. В. Иванов, предложенную схему сознания можно, при желании, соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешне-познавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, "языкового", аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания - интегративно-интуитивная "работа" правого полушария.

Эта схема сознания конкретизируется в ряде отношений. В поле сознания (в круге) могут быть выделены два сегмента: нижний, которому будет соответствовать бессознательное, и верхний сегмент-сверхсознание.

С помощью надсознательных способностей сознания мы приобщаемся также к информационно-смысловой реальности (если принимать гипотезу ее объективного онтологического существования). В ряде религиозно-мистических доктрин и во многих философских системах доказывается, что высшее знание открывается сознанию лишь в актах надсознательного озарения, когда человек "сливается" с божественным или космическим Разумом, приобщаясь к надындивидуальной истине, благу и красоте. Отсюда идея божественного творческого экстаза, т.е. выхода индивида за собственные телесные и сознательные (в "узком" смысле) пределы. Есть все основания предположить, считает А. В. Иванов, что "я" есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической самости по горной вертикали сознания. Рождаясь из "тьмы и молчания бессознательного" (выражение К. Г. Юнга), наша духовная самость, проходя через ряд ступеней эволюции способна в конце концов достигать уровня Космического Сверхсознания.

= схема =

На приведенной схеме узловые точки "вертикального" восхождения духовной самости представлены следующим образом: 1. — этап прото-сознания, т.е. бессознательного телесно-аффективного существования индивида; 2. — этап генезиса телесного "я": 3. — этап формирования сознательного "я"; 4. — этап возникновения нравственного "я"; 5. — космическое сверхсознательное "я".

Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Натуралистское (точнее вульгарно-материалистическое) направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом и сводит мышление, сознание к вещественным же изменениям, только иного рода.

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет среди множества известных и неизвестных еще науке факторов, обусловливающих содержание сознания, следующие факторы.

Во первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах если они, например, отражают какое-нибудь природное образование или какое-нибудь историческое событие, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако, в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие н себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства способы, формы познавательной деятельности. Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание становясь (в качестве "Сверх-Я") частью содержания этого сознания' Индивидуальное сознание способно подниматься благодаря этому над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного ее осознания и осмысления. Справедливо говорится, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний- в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п. • разные люди по-разному реагируют на музыку, произведения живописи и т.д., продуцируя специфические переживания и образы. В динамику отражательного процесса вовлекается, иначе говоря, духовная реальность самого человека.

Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние. Если вспомнить натуралистское направление исследования сознания, то нельзя не признать его правоту в данном отношении: действительно, для голодного человека или для человека, получающего в течение длительного времени неполноценную пищу, окружающий его мир может показаться другим, чем человеку с нормальным питанием; иначе говоря, физиологическое и химико-биологическое состояние мозга есть один факторов, воздействующих на характер восприятия мира. Ошибка же сторонников натуралистского подхода — не в изучении такой зависимости, а в игнорировании ими специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности, вещественности сознания (мышления) во всех возможных его аспектах. В противоположность им философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания — это не отношение причины и следствия, а отношение органа, материального субстрата и его функции.

Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которой является сознание индивида. В настоящее время все большие опытные подтверждения находят гипотезы о волновой квантово-механической природе мозга. Исследователи приходят к выводам: "мозг представляет собой косми- ческую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии"; "мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи — энергетическим и информа-ционным" (А. П. Дубров, В. Н. Пушкин "Парапсихология и современное естествознание". М-, 1990. С. 80, 146).

В заключение отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны.

Сознание обладает следующими свойствами: идеальностью, интенциональностью, идеаторностью.

В современной отечественной литературе существуют две трактовки идеального: объективистская (Э.В. Ильенков), субъективистская. Последняя признающая за идеальное мимолетные психические состояния отдельной личности, совершенно индивидуальные и не имеющие всеобщего значения для других людей. Идеальное является исключительно субъективной реальностью и существует только в голове общественного индивида, не выходя за рамки, т.е. за ее пределы, хотя это качество и связано с воздействиями внешнего мира, с активной деятельностью человека, обусловлено органической включенностью индивида в функционирование общественной системы. Идеальное охватывает весь круг явлений субъективной реальности, это есть способность личности иметь информацию в “чистом виде” и оперировать ею во времени.

Объективистская (Э. В. Ильенков), полагает, что идеальное — это всеобщие и необходимые формы знания и познания человеком независимо от него существующей действительности.

В таком виде идеальность сознания существует уже у Платона. Именно он пишет об идеях как об универсальных, общезначимых -законах души,, которые она обязана признавать. “Коллективно созидаемый людьми мир духовной культуры, -— пишет Ильенков, противостоит индивидуальной психике как некоторый очень особый и своеобразный мир — как “идеальный мир вообще”, как идеализированный мир”2.

Итак, свойство сознания, названное нами идеальностью, объективно, самостоятельно, необходимо. Оно универсально, бестелесно, неуловимо для материальных способов обнаружения; к тому же это — абсолютная сила повелевать людьми и вещами, это бесспорная и несомненная реальность.

Внешне, как культура, идеальность имеет материальную оболочку, ибо объективируется в книгах, статуях, храмах, в орудиях трупа и т. п. “Все эти предметы по своему существованию — вещественны, материальны, но по сущности своей, по происхождению — идеальны, ибо в них воплощено коллективное мышление людей, всеобщий дух человечества”3.

Всякая материальность имеет смысл только будучи наполненной идеальностью человеческого сознания, проистекающей из объективности духа. Без этого идеально-объективного смысла нет языка, культуры, есть лишь “колебания голоса”, как отметил еще средневековый философ Росцелин.

Идеальность -— атрибут сознания, т. е. это последнее но существует без первой. Сознание только и начинается там к тогда, где и когда человек вынужден объективировать свои внутренний мир в общезначимых ценностях, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей, соизмерить свое поведение с общепризнанными нормами, “идеальными но своей сути”. Отнять у человеческого сознания идеальность невозможно, иначе оно сведется к психике животных.

Подход к проблеме идеального должен быть, прежде всего философско-конструктивным (Алексеев А.П., Панин А.В.). Философским он является поскольку выведен на философский уровень, где главным оказывается отношение человека к миру, рассматриваемые в онтологическом, гносоологическом, аксиологическом и праксеологическом аспектах. Вместе с тем этот же подход выступает как конструктивный, поскольку неразрывно связан с творчеством человека, с его творческой деятельностью.

Философский подход к идеальному с достоинством оценивает человека в его индивидуальном – экзестенциональном измерении. Поскольку идеальное связано с творчеством, а творчество не мыслимо без субъективности индивида, его эмоционально-чувственной стороны, постольку идеальное не исключает, но и предпологает соучастие чувств, эмоций, интуиции, “мимолетности” и “случайности”, т.е. всего богатства и уникальности проявления живой жизни. Эта точка зрения по отношению к субъектистской и объективистской является синтетичесой, на основе которой предполагается гармоничное их объединение.

Вопрос о типах и видах идеального является источником недоразумений и расхождений во влияниях.

Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделимы на два типа: индивуализированное идеальное и общественное идеальное.

Идеальное может быть коснитивным (или гносеологическим) и оксиологическим (ценностным).Пример: идеалы теории, гипотезы и с другой стороны, идеалы добра, справедливости, прекрасного.

В историко-философской литературе нередко встречается градация идеальных явлений на теоретические и практические.



Литература

Алексеев П. В., Панин А. В. философия - М., 1996 год.

Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. - М., 1990 год.

Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М., 1983 год.

Иванов А. В. Душа человека. - М., 1971 год.

Ильеньков Э. В. Идеальное. Философская энциклопедия. - М., 1994 год.

Калашников В. Л. Философия (курс лекций). - М., 1999 год.

Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д. и др. Философия. - М., 1999 год.

Маркс К., Энгельс Ф., Сочинение 2-е изд. т 23.

Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. Философские науки - 1991 год. - № 6.

Мозг и сознание (философские и теоретические аспекты проблемы) - М., 1990 год.

Платон сочинение в трех томах - М., 1970 год.

Симонов П. В. Мозг и творчество. Вопросы философии. - 1992 год. - №11.

Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972 год.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 1999 год.

Франк С. А. Душа человека. - М., 1971 год.

Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923 год.

Шомин П. Б. Пути Концептуализации бессознательного. Бессознательное.- Новочеркасск., 1994 год.

Юнг К. Г. Архетип и символ.- М., 1991 год

Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. - М., 1994 год

© Алиев Ш.М.

Категория: Научные исследования | Добавил: --- (14.10.2007)
Просмотров: 2434
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Какая скорость Вашего Интернета
Всего ответов: 297

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz