Воскресенье, 24.11.2024, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Изобретения [21]
Иностранные языки [5]
Педагогика [1]
Учебные заведения [33]
Научные исследования [60]
Курсы [22]

Главная » Статьи » Наука и Образование » Научные исследования

Сознание. Лекция по философии (2)
Итак идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека.

Следующее свойство сознания – интенциональность. Что это такое? В переводе с латинского - стремление. Стремление к чему, на что? Это первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету”, предметное истолкование ощущений. Впервые термин “интенциональность” [направленность на предмет — С. С.) ввел специально для философии немецкий философ Гуссерль. Он понимал это свойство сознания как акт придания смысла предмету, идущий от сознания.

Гуссерль представлял себе сознание как необратимый, направленный на предмет поток; он протекает в синтезированной, целостной форме. В потоке выделяются отдельные единицы, имеющие собственную целостность. Это и есть явления или, строго говоря, феномены сознания (отсюда и название философии Гуссерля — феноменология — учение о феноменах).

Сознание в своей интенциональности складывается из различных актов сознания — восприятия воспоминания, фантазирования и т.п. Оно в акте интенции наполняет смыслом, прежде всего, языковую предметность — сам язык как символическую форму.

Интенциональная функция, таким образом, смыслодающая; весь поток сознания и отдельные его элементы — феномены — способны к самообнаружению, самораскрытию во времени.

Сознание всегда есть сознание чего-то. Оно имеет направленность на какую-то предметность, В сознании всегда есть что-то, что является предметом сознания. Интенциональность означает, что самосознание распадается на то, что в нем и на то как в нем2.

То, на что распадается сознание, есть предмет, то, как оно распадается, есть форма. Эта предметность (“что”) представляет собой горизонт мира для сознания. Форма же сознания показывает, как оно бытийствует. Наше сознание имеет по крайней мере, три формы: жизненный опыт, оценка и смысл. Сознание в целом выступает как содержание жизненного мира человека. Интенциональность проявляется в возникновении предмета в горизонте мира.

В сознании возникают интеллигибельные объекты, которые тоже представляются как стоящие перед сознанием: отношения, числа, идеальные сущности и все, что может быть из них построено. В сфере сознания образуется интеллектуальная часть мира, имеющая собственные законы. Здесь интенциональность смыкается с идеальностью. Она есть, таким образом, придание смысла феноменам (явлениям сознания) и, даже, вещам самим по себе.

Можно выделить два типа интенции человеческого сознания: первичную (направленную на мир явления), и вторичную (направленную на мир духовный, божественный), как это делали еще средневековые схоласты. Одна интенция неотделима от другой, хотя ведущей, сущностной, основополагающей является вторичная, поскольку позволяет человеку реализовать свое фундаментальное онтологическое убеждение: реально существует этот мир вещей вокруг меня и реальнейше бытийствует сверхличный, имперсональный духовный мир. В то время как первичная интенция поддерживает только субъективную сторону дела — умонастроение “Я сам”. Однако и без нее невозможно, ибо познание высшего мира идет путем самопознания человека.

Идеаторность сознания. Термин был введен в философию К. Мегрелидзе в его книге “Основные проблемы социологии мышления” (Тбилиси, 1973 г.). Он необходим для четкого отличения сознания человека от психики животного. Идеаторность, строго говоря, суть способность сознания творить и воспроизводить идеи. Прежде всего сознание вырабатывает осмысленный план поведения человека в мире и обществе. Ориентация животного зависит от наличной среды, основана на инстинкте. В этом случае сознание не помогало бы, а мешало поведению животных.

Идейные отношения между индивидами могут возникнуть, во-первых, в сообществе, но, во-вторых, при известной индивидуализации субъекта от данной группы. С одной стороны, человек — существо социальное, а, с другой стороны, он неповторим, незаменим, независим от социума. Только в этих условиях возникает возможность идеации (творчества идей).

Животное же не имеет мысленного, идеаторного содержания в своем мозге.

Когда возникают зачатки внутреннего мира идей, тогда начинается жизнь сознания в подлинном смысле этого слова. Человек имеет образы вещей в своем сознании даже тогда, когда эти вещи не даны чувственно. Такие образы и составляют идеаторное содержание сознания, “На основе идеации впервые становится возможной выработка элементов языка. Владение же словом”' создает условия для различных мыслительных операций.

Человеческое сознание свободно воспроизводит различные образы и представления и не ограничено чувственностью настоящего момента, В своем воображении оно свободно двигается по векторам пространства и времени. Мировая линия доступна человеку не только “здесь и теперь”, но и “там и тогда”. Поведение человека определяется не только сиюминутной сенсорной ситуацией, но и мыслимой, воображаемой, представляемой- Именно свободное идеаторное содержание сознания и отличает его от психики животных (наряду о вышеназванными идеальностью и интенциональностью).

Без идеаторности, понятой как воспроизведение идей, не было бы роста и обогащения сознания. Благодаря ей психика человека обретает свой уникальный внутренний мир представлений, мыслей, идей, освобождающий нас от слепого, рабского поклонения “вот этому” моменту, сенсорному полю индивида

Проблема сознания, включая в себя представление о его составе, тесно связана с вопросом о самосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой существует сознание, а за его рамками — самосознание. Между тем, многие философы считают очевидным факт существования самосознания в пределах самого же сознания. Только что приведенная модель сознания тоже принимает этот факт Такова же, в целом, и русская философская традиция. Тому подтверждение — четкое разграничение сознания С. Л. Франком на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание (в его книге "Душа человека", М„ 1917).

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, в семье и в обществе.

Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время — без соотнесения себя с ними с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества. "Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку" (Маркс К.. Энгельс Ф Соч 2-е изд. Т. 23. С. 62).

Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в ею психическом мире самосознания. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через осознание им же создаваемой материальной деятельности. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.

Итак сознание представляет выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение самого себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание – динамическое исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой иногда называют самочувствие, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих людей. Психологи утверждают, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс “схему мира”. Для того, чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы встроен в определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Следующий более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе.

И наконец, самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания “Я” как совершенно особого образования, похожего на “Я” других людей и вместе с тем в чем-то уникального неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Самосознание – это всегда самооценка и самоконтроль, т.е. сопоставления себя с идеалом “Я” и вынесение самооценки и получения чувства удовлетворения или же неудовлетворения самим собой.

Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей, изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.

В процессе самосознания существует способность человека воспринимать какую-то группу предметов и их пространственно-временные характеристики относительно места занимаемого своим телом. Это мы называем предметностью самосознания, т.е. сознание человека направлено на внешние предметы.

Некоторые предметы самосознания носят название рефлексии – это когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта. Рефлекция это не просто осознание того что есть в человеке, а попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, и в результате этого происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Это относится и к таким феноменам, которые претендуют на общезначимость и существуют в объективированной форме (книг, картин).

Итак, феномен самосознания в действительности оказывается очень сложным, многообразным, развивающимся и изменяющимся процессом, включающим человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. Однако, в недавнем прошлом (в 20-50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного долгое время предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

Бессознательное. — это совокупность психических явлений, состояний и действии, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнабулизма, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

Так называемые автоматизмы и интуиция. Смогут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы —достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.

Приведем два факта, имеющиеся в литературе. Первый. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с) и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

Второй факт. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание. На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик. Эту стоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

Приведенные, да и многие другие факты свидетельствуют о наличии бессознательного в психике человека. Это во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают на постановку вопроса: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное?

Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856—1939). Опираясь на второй из только что отмеченных фактов - а он был известен З.Фрейду,—а также на ряд других экспериментов, З.Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно в этиологии ряда психических заболеваний). Те или иные "комплексы", которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека ("комплекс Эдипа", "комплекс Электры", "комплекс вины" и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена. Разработанный З.Фрейдом метод обнаружения комплексов, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим. Составными элементами фрейдовского психоанализа были представление о сексуальном (по преимуществу) характере вытесненного, а также методика свободных ассоциаций и толкование снов как средства обнаружения конкретных структур бессознательного, вызвавших болезнь. И надо признать, что для первой четверти XX в., когда был разработан психоанализ, да и на протяжении последующих десятилетий, это был значительный успех: диагностические и терапевтические приемы психоанализа давали, по признанию многих теоретиков и практиков медицины, неплохие результаты, а в отдельных случаях—несколько больший эффект, чем традиционные методы.

На основе выработанных представлений о бессознательном З.Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания ("Я") и бессознательного ("Оно").

Психика человека, как считал 3 Фрейд, имеет три сферы: “Оно”, "Я", "Сверх-Я". "Оно" — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. "Я" — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. "Сверх-Я" — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, это, так сказать, социальность внутри сознания человека. "Я" стремится быть посредником между миром и "Оно", сделать "Оно" приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием "Оно". "Я" старается содействовать влиянию внешнего мира на "Оно" и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в "Оно", принципом реальности. Функциональное значение "Я" выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к "Оно" "Я" подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, "Я" же ~ силами заимствованными. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает обыкновенную волю "Оно" в действие, как будто бы это было его собственной волей. 3. Фрейд преувеличил значение "Оно" по отношению к "Я", Такое преувеличение касалось не столько гносеологического аспекта соотношения бессознательного и сознательного, сколько их психологического аспекта, вопроса мотиваций поведения человека. Но и этот момент характеризует мировоззрение 3. Фрейда как содержащее внутри себя тенденцию к преувеличению бессознательного начала (в данном случае — в системе психических структур). Еще более противоречащим основным взглядам 3. Фрейда является утверждение, будто "все душевные процессы по существу бессознательны" (Фрейд 3. "Лекиии по введению в психоанализ". М.; П., 1923. С. 28.). В новом издании лекций по психоанализу перевод соответствующего текста такой: "Психические процессы сами по себе бессознательны" ("Введение в психоанализ. Лекции". М., 1989. С. 11). Однако это изменение перевода не меняет существа дела.

Редукция сознания к бессознательному, встречающаяся в работах 3. Фрейда, говорит о гносеологической, непоследовательности его позиции по проблеме соотношения психического и физиологического.

Неклассический психоанализ личности (Лэнг Эриксон).

Эриксон американский психолог, психоаналитик предпринял попытку переосмыслить ряд установок классического психоанализа З.Фрейда и выдвинул адаптивный аспект человеческой душевной деятельности, предложил психосоциальную теорию стадиального формирования “групповой идентичности” и параллельно, “эгоидентичности” (8 стадий развития личности, каждая имеет целью достижения того или иного социально-ценного качества: доверия, автономии, инициативы и др.).

Эриксон противопоставляет фрейдовским стадиям психосексуального развития теорию эпигенеза, в которой показана высокая степень зависимости душевной деятельности от совокупности социокультурных факторов.

По Эриксону в основе его теории находится осознанная активность “Я” (и центральное место отводится не бессознательному “Оно”, а сфере “Я” - процессам мышления, восприятия памяти и т.п. Он в духе своей концепции интерпретировал психическую жизнь великих личностей, отметив что их личностные кризисы на переломах истории изоморфны социальному кризису и имеют одинаковую с ним структуру.

Свойство отражения имеет всеобщий характер, т.е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и т.д.). Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Отражение — это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состоянии особенности других систем. Эти изменения, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией. Например, идущий по песку человек оставляет на поверхности почвы следы: следы — это отражение. При раскопках ученые находят отпечатки давно умерших животных и исчезнувших растений. Отпечатки - тоже отражение, несущее информацию. Гладкая поверхность воды, отбрасывая падающие на нее лучи света, воспроизводит окружающие предметы — деревья, дома, людей. Это воспроизведение — тоже отражение.

Существует выражение, что каждая вещь — это эхо и зеркало Вселенной (принцип дальнодействия): оно учитывает это фундаментальное свойство материи — свойство отражения.

Отражение в неживой природе - это так называемые элементарные формы отражения: механическая, физическая, химическая. Приведенные примеры как раз демонстрируют эти элементарные формы отражения.

Элементарные формы отражения еще не обладают формой активности. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно. “Активность” неживых систем равнонаправлена. Здесь еще нет избирательно направленной активности. По выражению Н. Винера, во вселенной Гаусса господствует тенденция хаоса и неопределенности. Это находит свое отражение в старении и разрушении систем, временности каждой материальной системы.

Между живой и неживой природой нет непроходимей пропасти. Присущее неживой материи свойство отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях порождает отражение в живой природе — биологическую форму отражения. Ее разновидностями выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом существования биоорганизмов — приспособительной жизнедеятельностью. Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения — постепенно появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого головного мозга позвоночных.

Раздражимость — есть биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Растения реагируют на движение Солнца.

Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т. е, отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются: на остальные раздражители они никак не реагируют.

У животных появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи.

На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. Что же представляет собой психика (психея – душа греч.) шире чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека. Основные составляющие человеческой психики: 1) ощущения, восприятия, представления иногда называемые “внешними” чувствами; 2) разум, абстрактное мышление, формами которого являются понятия, суждения, умозаключения; 3) эмоции иногда называемые “внутренними чувствами”, такие, как горе, радость, тревога, волнение, страх, ярость и т.д.; 4) воля.

Сознание не тождественно психике потому, что психическая жизнь включает в себя и подсознательное (бессознательное и неосознаваемое) движения души. Таковы например психические явления, управляющие непроизвольными мышечными движениями: мигание глаз, вздрагивание при испуге и т.п. Эмоции также могут быть не только осознанными но и бесознательными, подсознательными.

К сознательным следует отнести также психические явления, которые проходят через мышление (разум) осознается человеком. Мышление не просто существует рядом с чувствами, эмоциями, волей, но воздействует на них, подчиняя их себе. Понятие сознания шире, чем понятие мышления, поскольку включает в себя также другие осознаваемые элементы психики. Понятие душа включает в себя сознательное и бессознательное.

Материальным субстратом психики является центральная нервная система, кора головного мозга, а механизмом – происходящие здесь аналитико-синтетическое процессы. Любой рефлекторный акт включает в себя деятельность трех элементов: 1. Аффектного, 2. Вставочного, 3. Эффектного нейрона.

Следовательно, раздражитель и его местное воздействие даже в самом простейшем случае отделены от реакции и обеспечивающих ее органов. В течение этого промежутка времени происходит переработка сигнала, поступившего из внешнего мира, его передача по нервным волокнам, переключения с одного нейрона на другой и т.п. Этот уровень психики назвал российский психолог А.Н.Леонтьев стадией элементарной сенсорной психики. Следующей стадией Леонтьев считает уровень перцептивной психики. Это связано с тем, что с появлением системы анализаторов создаются предпосылки для интегрирования результатов работы нескольких рефлекторных дуг в единый целостный образ – восприятие. Вещь воздействует на органы чувств одновременно несколькими своими качествами. Субъективно это переживается как целостный образ.

Наконец, на третьей, высшей стадии развития психики, который называют интеллектом, или ручным мышлением происходит отражение не только вещей , их сторон, но и целых ситуаций, процессов. Они могут быть достаточно сложными, и эти образы, которыми они оперируют, часто обобщены, они относительно независимы от непосредственного раздражения – об этом свидетельствуют сны и память животных и удивительная сообразительность высших животных.

Как мы уже сказали субстратом психической деятельности человека является мозг. Мозг представляет собой сложнейшую кибернетическую систему, тончайший нервный аппарат, состоящий из более десятка миллиардов нейронов. Мозг как материальная система включает в себя несколько этажей. 1. Столовая часть мозга регулирует физиологические функции организма. 2. Подкорковые образования выполняет вегетативные функции организма и служат субстратом эмоций. 3. Кора головного мозга является непосредственным материальным носителем высших психических функций на базе которых возникает сознание.

В основе любой нервной деятельности организма лежит, как известно, рефлекс. Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловными Павлов назвал потому, что они действуют при любых условиях, являются врожденными. Цепи связанных между собой безусловных рефлексов называют инстинктами. Долгое время пропагандировалась точка зрения, согласно которой в основе поведения животных лежат безусловные рефлексы, инстинкты. Тогда как психика человека представляет собой систему условных рефлексов. Условные рефлексы бывают разные:

Классический (или искусственно вырабатываемый, или павловский) условный рефлекс – животное находится в станке; неоднократное сочетание воздействия безусловного и условного раздражителей ведет к выработке устойчивой временной связи.

Ориентировочный (поведенческий) условный рефлекс – животное в эксперименте представлено самому себе; его поведение, ориентировочная деятельность являются естественными, а условия, в которых эта поисковая активность осуществляется – искусственными. Животное научается различать предметы способствующие добывании пищи.

“Каузальный” условный рефлекс. Этот тип рефлекса впервые обнаружен в наблюдениях Павлова за манипуляциями орудиями высших обезьян. Фактически он является основной формой психической деятельности, основой поведенческой активности свободноживущих животных. В естественных условиях свободной жизни в природной и городской среде животное в ходе своей активной поисковой деятельности устанавливает устойчивые временные связи между явлениями, которые находятся между собой в действительной причинно-следственной (каузальной) связи. Оно не понимает этих связей, оно это улавливает.

Пример: собака переходит улицу.

Способность к образованию условных рефлексов т.е. к возбуждению необходимо дополняется у животного способностью к торможению условных рефлексов.

Павлов открыл материальный носитель условных рефлексов. Если безусловный рефлекс связан с деятельностью спинного мозга, а у животных имеющих головной мозг, также с низшими его отделами, то условный рефлекс имеет своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга.

Итак. Развитие раздражимости в животном царстве приводит к появлению безусловных и условных рефлексов, которые представляют собой самые развитые формы деятельности нервной системы животных. Такова вкратце картина развития жизни и форм отражения, которую мы воспроизвели, и для того чтобы подготовить рассмотрение собственно философских вопросов необходимо обратить внимание последующие моменты. Во первых на связь отражения как свойства материи с движением и самой материей и видеть в свойстве отражение наиболее яркое проявление самодвижения материи. Возросшая активность и автономность организм, обусловленный обособление нервной ткани от мышечной и развитие рефлексов как способа реагирования на внешнее воздействие, как формы поведения животных знаменуется более высокое развитие способности отражения.

Во-вторых, вместе с нервной системой и рефлексом появляется ощущение, а это уже совершенно новая психическая (субъективная, идеальная) сторона физиологического процесса. Ее часто называют внутренней, т.е. это особая “обращенная внутрь себя и неотделимая от материального мира сторона физиологического процесса.

В-третьих, в процессе исторического развития отражения развертываются все его характерные черты, которые находят свое выражение в появлении памяти, т.е. способности животных отвечать на внешние раздражители не непосредственно, а через известный промежуток времени.

Представляет определенный интерес идея существования опережающего отрицания применительно к живой природе, выдвинутая П.К.Анохиным. Продолжая линию Павлова, Анохин пришел к заключению, что в системе условных рефлексов налицо механизмы, позволяющие организму как бы учитывать заранее результаты его ответной реакции на воздействие среды. Далее он существенно расширил свое понимание принципа, указав, что опережающее отражение наблюдается также в инстинктивной деятельности животных. Даже куколки некоторых насекомых даже при первых осенних холодах начинают накапливать глицерин, предохраняющий их от разрушения при сильных морозах зимой.

Литература

Алексеев П. В., Панин А. В. философия - М., 1996 год.

Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. - М., 1990 год.

Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М., 1983 год.

Иванов А. В. Душа человека. - М., 1971 год.

Ильеньков Э. В. Идеальное. Философская энциклопедия. - М., 1994 год.

Калашников В. Л. Философия (курс лекций). - М., 1999 год.

Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д. и др. Философия. - М., 1999 год.

Маркс К., Энгельс Ф., Сочинение 2-е изд. т 23.

Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. Философские науки - 1991 год. - № 6.

Мозг и сознание (философские и теоретические аспекты проблемы) - М., 1990 год.

Платон сочинение в трех томах - М., 1970 год.

Симонов П. В. Мозг и творчество. Вопросы философии. - 1992 год. - №11.

Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972 год.

Спиркин А. Г. Философия. - М., 1999 год.

Франк С. А. Душа человека. - М., 1971 год.

Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923 год.

Шомин П. Б. Пути Концептуализации бессознательного. Бессознательное.- Новочеркасск., 1994 год.

Юнг К. Г. Архетип и символ.- М., 1991 год

Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. - М., 1994 год

© Алиев Ш.М.

Категория: Научные исследования | Добавил: --- (14.10.2007)
Просмотров: 1596
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Кто из них лучший боксер?
Всего ответов: 338

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz