Суббота, 20.04.2024, 08:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Изобретения [21]
Иностранные языки [5]
Педагогика [1]
Учебные заведения [33]
Научные исследования [60]
Курсы [22]

Главная » Статьи » Наука и Образование » Курсы

Профессиональное образование: чего ждет работодатель
На фоне возрастающего интереса молодежи к высшему образованию перспективы начального и среднего профессионального образования остаются туманными. Позитивным для данного направления считается эффективное взаимодействие социальных партнеров: государства, работодателей и работников сферы обучения. В 2004 году под эгидой Минобразования РФ, Института развития образования, Российского союза товаропроизводителей (работодателей) и Академии профессионального образования вышло специальное исследование И. П. Смирнова и Е. В. Ткаченко, посвященное вопросам социального партнерства и демонстрирующее ожидания отечественных работодателей.

Диспропорции

Результаты проведенного в нашей стране исследования показали, что по уровню профессиональной подготовки кадров, работающих на предприятиях базовых отраслей промышленности, соотношение специалистов с высшим (14 %), средним (14 wacko и начальным (72 wacko профессиональным образованием составляет пропорцию 1:1:5, однако современная структура выпускников соответствующих учебных заведений другая — 1:1:1. По мнению многих экспертов, это может грозить экономике различными проблемами.

Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования по социальному партнерству, проводившегося на основе изучения 18 крупных предприятий шести субъектов Федерации, показали, что существует дефицит кадров по уровням квалификации: среди специалистов с высшим и средним профобразованием — 8,4 %, а среди рабочих — 19,9 %.

Если учесть, что уже в ближайшие пять лет примерно треть из 37 млн. рабочих может уйти на пенсию, а годовой выпуск учреждений начального профессионального образования сейчас 645 тыс. человек, то проблема становится видна еще четче. Кстати, за последние 35 лет система начального профессионального образования (НПО) подготовила около 30 млн. рабочих, на плечах которых, как известно, держится экономика.

И многие потом пошли в ссузы и вузы. Согласно исследованию до сих пор в 71,4 % случаев при подборе кадров предприятия обращаются в учреждения НПО, используют и такие каналы, как службы занятости (66,7 %), реклама предприятий (38,1 %). Обычно поиск ведут сразу в нескольких направлениях (об этом говорит процентное пересечение). Договорные основы между работодателями и образовательными учреждениями слабо развиты, опросы также не показывают большого стремления возродить институт базовых предприятий для учреждений НПО.

Конкурентоспособность: мировая и российская

Авторы исследования приводят оценки возможной конкурентоспособности работников на мировом рынке в связи с планируемым вступлением России в ВТО. Оказывается, больше всего претензий — к специалистам, подготовленным в системе НПО (45 %), несколько меньше — к тем, кто получил среднее профессиональное образование (38 %), а к выпускникам вузов претензии всего у трети опрошенных. Руководители предприятий и организаций осознают, что интеграция в мировое сообщество выявит недостатки российских рабочих. В целом подготовка этих кадров рассматривается как средняя. Причем если общетеоретическую сторону подготовки 25 % работодателей определяют как соответствующую высокому уровню, то практическую высоко оценили лишь 10 %.

Как социальные партнеры работодатели неравнодушны и к личностным качествам рабочих — и старшего поколения, и молодых. Треть опрошенных отмечают недостаток профессионализма у молодых рабочих, 47,6 % указывают еще и на недисциплинированность, 42,9 % — на безответственное отношение к рабочему месту. Атмосфера на производстве также играет свою роль. Если о недисциплинированности старших рабочих говорят 18,8 %, то о пьянстве на рабочем месте — 56,3 %. Кстати, пьянство молодых рабочих не фигурирует вообще. На неуживчивость в коллективе старших указывают 6,3 %, молодых — 4,8 %.

Около 90 % работодателей изъявили желание участвовать в оценке качества обучения в системе НПО и отборе кадров для своего производства. Зато разрабатывать стандарты подготовки специалистов согласны только 16,7 % (55,6 % не хотят участвовать в этом процессе, 27,7 % затруднились с ответом). Кроме того, 87,6 % респондентов изъявили желание, чтобы рабочие в той или иной степени могли пользоваться компьютерами. Наиболее актуален и высок спрос на специалистов, владеющих смежными профессиями (84,2 %). Это понятно, ведь работодателям, включенным в рыночные отношения, нужны рабочие, которые в высшей степени конкурентоспособны.

В ожидании перемен

Регулирование взаимодействия между работником, работодателем и государством — основа общественного устройства. В значительной мере это взаимоотношение формируется в образовании. Как выявило проведенное исследование, 71,4 % руководителей предприятий готовы финансировать подготовку рабочих кадров повышенной квалификации, причем 47,6 % — в учреждениях профессионального образования, а 57,1 % — непосредственно на рабочем месте. Кроме того, 61,9 % работодателей хотели бы видеть на своих предприятиях рабочих, подготовленных в системе НПО, 71,4 % — в системе СПО, 38,1 % — на производстве. (Суммы показателей выше 100 %, поскольку некоторые работодатели стремятся использовать одновременно несколько вариантов.)

В целом требования руководителей к современным рабочим — полное среднее образование, высокий разряд, владение дополнительными навыками. Такие кадры соответствуют перспективам развития производства.

Кстати, авторы проведенного исследования подчеркивают: в ответах работодателей не выявляется позиция рассматривать учреждения среднего профессионального образования как первую ступень высшего образования (младших инженеров). Как позитив отмечено сохранение (на двух третях охваченных исследованием предприятий) постоянно действующей системы переподготовки и повышения квалификации рабочих. На остальных предприятиях переподготовку осуществляют по мере необходимости.

Интересно, что анализ зарубежного опыта затрат на повышение квалификации кадров (США, Голландия, Дания, Венгрия, Франция) свидетельствует об отчислениях на переподготовку в основном из фонда оплаты труда в среднем объеме 0,5–2 %. Хотя на высокотехнологичных фирмах они могут достигать 20–25 %. Достаточно сравнить зарплату и фонд оплаты труда западного и российского рабочего, чтобы понять, сколь различен подход к организации этого дела за рубежом и у нас. В России средства на переподготовку в основном выделяют из прибыли (8,8 %), из фонда оплаты труда (2,1 %), исходя из себестоимости (0,6 %).

Заинтересованность в принятии на трудовую практику учащихся НПО проявляют 90 % предприятий, но из них 72,2 % возьмут только тех, кто затем придет работать постоянно, а 16,7 % ставят условие, что за организацию практики им доплатят.

В то же время лишь 9,5 % работодателей полностью поддерживают положение об оказании предприятиями помощи учреждениям НПО в оснащении их современным оборудованием (хотя 52,4 % поддерживают его отчасти). Если в 71,4 % случаев руководители поддерживают освобождение от налогов средств, затраченных предприятием на подготовку и повышение квалификации кадров, то лишь 9,5 % опрошенных полностью, а 23,8 % отчасти поддерживают установление обязательных минимальных расходов для каждого хозяйствующего субъекта в качестве налога на квалификацию.

В основном работодатели ожидают дополнительных прав и выгод для урегулирования отношений между предприятиями и учреждениями образования, стимулирования подготовки персонала, изменений в нормативно-правовой базе. Таковы особенности российского социального партнерства.
Дмитрий МИСЮРОВ
"Работа & Зарплата"

Категория: Курсы | Добавил: --- (15.10.2007)
Просмотров: 959
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Какая скорость Вашего Интернета
Всего ответов: 297

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz