Воскресенье, 24.11.2024, 14:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Изобретения [21]
Иностранные языки [5]
Педагогика [1]
Учебные заведения [33]
Научные исследования [60]
Курсы [22]

Главная » Статьи » Наука и Образование » Курсы

С УВЕРЕННОСТЬЮ ЗА РУЛЕМ. КОНТРАВАРИЙНАЯ ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛИСТОВ
Каким бы ни был ваш водительский стаж, от аварии никто не застрахован. Чтобы свести к минимуму риск серьезного ДТП, опытные водители проходят специальные тренинги.

Вы только что сдали экзамен в ГАИ и получили права на управление легковым автомобилем? Или уже считаетесь опытным водителем, которому удается избегать ДТП? Но независимо от стажа вождения никакие знания и умения на дороге не будут лишними.

Контраварийная подготовка автомобилистов — это специальный тренинг, во время которого учат не только предвидеть и избегать экстремальных ситуаций на дороге, но и правильно из них выходить. Весьма актуален для России, где снег лежит по полгода, тренинг зимнего вождения. Помимо этого можно пройти курс повышения квалификации водителей. И все ради того, чтобы транспортное движение стало безопасным!

По мнению специалистов, приличный безаварийный стаж водителя говорит о том, что он хорошо прогнозирует появление неприятностей на дороге.

Но это не означает, что он умеет себя правильно вести в экстремальных ситуациях. Умение складывается из суммы знаний и опыта. Те, кто за рулем давно, наверняка хоть раз попадали, по крайней мере, в небольшую аварию (самые минимальные последствия — помятое крыло или треснувший бампер) и уж точно насмотрелись на печальные результаты страшных дорожно-транспортных происшествий, в результате которых машины превращаются в груду железа.

Чужие ошибки лишь заставляют соблюдать правила дорожного движения. Но где гарантия, что кто‑нибудь другой, не такой осторожный и ответственный, не нарушит их и не спровоцирует опасную ситуацию? Вывод: никто не застрахован от происшествий на дороге — ни опытный водитель, ни чайник. Тем, кто получил права совсем недавно, немного проще: так как у них нет вообще никакого опыта, легче создать грамотную базу знаний и умений. Специальная подготовка водителей ориентирована на то, чтобы он сам не стал виновником аварии и без последствий мог выйти из опасной ситуации, которую создал кто‑то другой. Чтобы научиться этому, нужно понять причины возникновения критических ситуаций, самому стать их участником и потренироваться правильно выходить из них.

Вспомним подготовку летчиков. Прежде чем отправиться в первый самостоятельный вылет, авиатор стажируется на земле — на тренажерах под руководством аса. За столом новичок и эксперт на трехмерных моделях обыгрывают все возможные варианты движения в воздухе.

А водитель автомобиля, по сути, мало чем отличается от пилота самолета. Мастерство управления сложной машиной заключается не только в умении вести автомобиль по прямой, но и в навыках маневрирования с учетом действий других участников движения. Если в небе нескольким самолетам легко развернуться, то у водителя на дороге меньше возможностей выбора. И скоростные характеристики многих современных авто сходны с параметрами большинства моторных самолетов середины ХХ века. А это значит, что к практической подготовке водителей сегодня нужно подходить с таким же вниманием, как и к обучению авиаторов.
Контраварийная подготовка
На курсах экстремального вождения в безопасных условиях инструкторы моделируют самые типичные опасные ситуации: занос, вращение, уход от столкновения с внезапно возникшим препятствием, скользкий поворот. На теоретических занятиях рассматривают приемы разгона и торможения; безопасное прохождение поворотов, препятствий, проезд неровностей, которые можно встретить на дорогах; в программу также включен курс по личной безопасности в криминальных ситуациях.Практические занятия позволяют поэкспериментировать под руководством опытного инструктора и найти собственный стиль вождения. Вам покажут и расскажут, в какую сторону нужно выворачивать руль и как в экстренной ситуации работать педалями газа и тормоза, чтобы остаться на дороге. Вы сможете почувствовать и понять поведение вашей машины, научитесь не только водить ее, но и полностью контролировать. Многократное повторение закрепляет правильные действия и движения на уровне рефлексов.

Большинство курсов предлагают на выбор два варианта обучения: на своем автомобиле или на машине учебного заведения.

Сами тренеры советуют тренироваться на личном авто, во‑первых, вам потом на нем ездить, и другого пути испытать свою машину, кроме как проверить ее в деле, не существует. Во‑вторых, обучение на собственном автомобиле обойдется дешевле.

Во время тренинга вы узнаете свои типичные ошибки и психологические ограничения, влияющие на управление автомобилем. Под руководством тренеров вы усвоите алгоритм правильных действий в сложных ситуациях. Эти занятия помогут вам выработать знания и умения, позволяющие самостоятельно повышать мастерство вождения. Некоторые центры предлагают также освоить дополнительные упражнения (разворот в скольжении, полицейский разворот) и пройти курс личной безопасности (борьба с автоподставами, антикриминальная подготовка).

Программа для новичков рассчитана на 10‑12 часов (пять‑семь дней по полтора-два часа занятий); стоимость 8000‑10 000 руб. Продолжительность курса для водителей с небольшим опытом — 18‑20 часов (7‑14 дней по полтора-два часа); стоимость 10 000‑13 000 руб.
Зимнее вождение
Другой аспект водительского мастерства — опыт езды зимой. На заснеженной трассе или в гололед автомобилистов подстерегают совершенно разные опасности. По сравнению с ними вождение летом — легкая прогулка. Стандартные ситуации зимой — постоянное изменение состояния дороги (мокрое полотно, наледь, снежные завалы) и резкая смена погодных условий.

На занятиях, как водится, теория предшествует практике. Сначала идет ознакомление с обычными зимними сложностями, а затем на автодроме вы тренируетесь, доводя свои действия до автоматизма.

Вам расскажут, как готовить автомобиль к зимней эксплуатации, объяснят, почему вождение зимой должно быть плавным, а торможение двигателем предпочтительнее торможения колесами.

Этот курс показан как для начинающих, так и для водителей с опытом. Вас научат правильно трогаться с места, тормозить, проходить повороты на зимней трассе, избегать заносов и грамотно выходить из них, если избежать невозможно.
Занятия длятся от трех до пяти дней (по полтора-два часа); стоимость курса 5000‑10 000 руб.
Повышение квалификации
Так называется тренинг по отработке базовых навыков вождения автомобиля по индивидуальной программе, то есть по вашему заказу. Предусмотрены несколько программ для разных категорий водителей: с небольшим опытом вождения; для имеющих достаточный стаж, но долго не водивших авто в городских условиях; для тех, кто испытывает дискомфорт при езде в сложных городских условиях.

Если вы новичок, то вам необходимо освоить габариты автомобиля и довести до автоматизма выполнение таких базовых элементов, как уверенное трогание с места, в том числе в горку, парковка в гараж, на стоянку, параллельно тротуару справа и слева, разворот на узкой дороге и движение задним ходом по зеркалам заднего вида.

Те, кто длительное время не ездил на машине по городу, отвыкают от ритма движения и начинают бояться потока. Чтобы освоиться в изменившейся дорожной обстановке, достаточно вспомнить основные упражнения на площадке и поездить с инструктором по городу определенное количество часов. По желанию вы можете договориться об отработке движения по определенным маршрутам, например «дом — работа — дом», или попрактиковаться на самых загруженных магистралях Москвы: Ленинградское, Волоколамское шоссе, Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо и МКАД. Вас научат разбираться в современных сложных городских транспортных развязках, правильно парковаться в тесных местах, маневрировать в плотном потоке автотранспорта с динамичным набором скорости.

Продолжительность программы повышения мастерства — от трех до пяти дней (по полтора часа занятий); стоимость курса — от 3000 до 6000 руб.
Уроки экстремального вождения
Рассказывает пилот-инструктор Василий Грахов.

— Что такое экстремальное вождение и кому оно необходимо?

— Мы стараемся избегать определения «экстремальное вождение», которое пугает людей. Так, инструкторы из автошкол, которые приходят к нам для повышения квалификации, говорят: «В Швеции провели исследование и пришли к выводу, что подготовка в школах экстремального вождения привела к увеличению аварийных ситуаций». Но мы же не Швеция. Мы — Россия. Сегодня жители мегаполисов, таких, как Москва и Петербург, передвигаются на предельных скоростях. Они едут так же быстро, как думают. Оказавшись в этом сумасшедшем потоке, водитель уже попадает в экстремальную ситуацию. И без соответствующей подготовки на дорогах очень трудно выжить.

— Что обычно является стимулом для обращения к вам?

— Часто к нам обращаются по работе — охранные предприятия, силовые структуры, службы сопровождения. Недавно обучали водителей из «Тайфуна» (спецназ. — Ред.). Приходит много желающих просто повысить свое мастерство. Моя задача — научить человека моментально реагировать на быстро меняющуюся ситуацию на дороге. Здесь важно обладать набором навыков, доведенных до автоматизма. По большому счету дорога не располагает к углубленным раздумьям в процессе вождения. У водителя бывает только секунда на оценку ситуации, принятие решения и совершение противоаварийных действий. От этих действий зависит его жизнь. Это и есть экстремальное вождение. А для большинства экстремальное вождение — это полицейский разворот, умение поставить машину на два колеса. Я могу сделать и это. Поставить на два колеса — не велика сложность. Надо еще уметь управлять автомобилем в этом положении и желательно вернуть его обратно на четыре. Но все это клоунада, и маловероятно, что она пригодится вам на дороге.

— А как насчет того, что «чем тише едешь, тем меньше русский»?

— При движении с большой скоростью человек создает проблемы, и прежде всего себе. Один профессиональный гонщик на вопрос, что он считает верхом мастерства вождения в городских условиях, ответил: «Все очень просто: сесть в 500-сильный «феррари» и проехать через весь город так, чтобы ни одного человека не вогнать в холодный пот». То есть важно искусство правильно использовать мощность автомобиля ровно настолько, насколько требует ситуация. Когда под тобой 500 кобыл, непростая задача — идти грамотно, корректно используя их в городском цикле, в конкретной ситуации плотного движения. А на дороге 500 кобыл встречаются нечасто, зато часто очень много пафоса.

— Каждого можно обучить экстремальному вождению?

— Научиться достойно управлять автомобилем способен каждый. Главное — понять и принять логику поведения за рулем. Может быть, особые навыки вам и не понадобятся. Достаточно умения прогнозировать ситуации: «Ага, в эту дырку между машинами не полезу. Слишком доступна, а значит, у других возникнет моментальный соблазн туда протиснуться». Но это на грубом уровне толкования, а в реальности все происходит на уровне интуиции. Надо научиться прислушиваться к ней, что достигается тренировкой.

Рассказывает пилот-инструктор Владимир Моисеев.

— Возрастные ограничения для обучения экстремальному вождению существуют?

— Чем старше человек, тем больше уроков ему необходимо. Случаи, когда кто‑то не смог научиться, чрезвычайно редки. За девять лет преподавания я лишь двоим сказал, что им противопоказано садиться за руль и тем более выезжать на проезжую часть. Бывают сложности и тогда, когда у человека большой опыт вождения. Если уже есть привычка на уровне рефлексов, выработан стереотип поведения за рулем, «выбить» его сложно. Легче обучать ребят пятнадцати лет, то есть с нуля. Очень часто, отъездив лет десять, водитель считает себя высоким профессионалом. Ошибочное мнение. Посмотрите статистику дорожно-транспортных происшествий. Ведь попадают не только новички. Значит, что‑то не учтено водителем, наездившим десять-пятнадцать годков. Что‑то не так в его вождении. Это повод задуматься, особенно для тех, кто имеет привычку передвигаться по городу быстро.

— Однажды приобретенный навык сохраняется на всю жизнь?

— Нужна постоянная тренировка. Например, в самом начале «ледового городского сезона» мы, инструкторы, сами едем на полигон и накатываем два-три занятия по несколько часов. Водители с 15-летним стажем не понимают, зачем это нужно: «Да у нас опыт в этом деле будь здоров!» Заблуждение. Количество часов, проведенных за рулем, не всегда в плюс. Они могут быть наезжены неверно. Это не тот случай по Марксу, когда количество переходит в качество. За лето забываются навыки зимнего вождения. Необходимо их реанимировать. Почти у 90 % автомобилистов уровень вождения гораздо ниже среднего.

— У вас не возникало мысли, что ПДД (правила дорожного движения) как‑то не часто пересекаются с объективной реальностью?

— Есть такое дело. ПДД — это вообще отдельная тема. Если о частностях, то я не могу ни советовать, ни отговаривать водителя уступать дорогу пешеходу. В ПДД четко прописаны все варианты, при которых водитель обязан пропустить пешехода. Но в действительности и пешеход, и водитель знают, что у нас в стране уступать дорогу не принято. Случается, но в порядке исключения, например, когда поблизости автомобиль ДПС. А если серьезно, то всегда надо действовать по обстановке. Допустим, я, двигаясь по крайней правой полосе, останавливаюсь, чтобы пропустить школьника, который собрался переходить дорогу. В это время водитель, идущий на скорости по правой полосе, пешехода за моей машиной не видит. В результате ребенок погибает, водитель садится в тюрьму, причем надолго, а я становлюсь косвенной причиной смерти. И мне потом с этим жить? Еще вариант: ты, внезапно преисполнившись верностью букве ПДД, совершаешь экстренное торможение, пропуская пешехода. И тебе въезжают в зад, потому что водитель машины, следовавшей за тобой, не был готов соблюсти ПДД — твой поступок оказался для него, мягко говоря, неприятной неожиданностью. На уроках экстремального вождения мы учим думать за рулем, прогнозировать ситуацию.

— Совет на случай…

— Сев за руль, лучше предположить, что все автомобилисты вокруг — идиоты и способны выкинуть что угодно. Например, водитель, идущий на зеленый свет светофора через перекресток по левой полосе, причем на хорошей скорости, может резко затормозить, вспомнив вдруг, что ему надо повернуть налево. Всегда нужно быть готовым к непредсказуемым поступкам других участников дорожного движения.

Уроки записал Олег Чеченков.
Категория: Курсы | Добавил: --- (15.10.2007)
Просмотров: 785
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Что Вас больше интересует?
Всего ответов: 44

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz