Откуда берется грязный бензин? А каким ему еще быть - то его в бензовоз нальют, то на бензоколонке куда-то выльют, то в облупленный бензобак отправят... Где пыли наглотается, а где и покрупнее мусор прихватит. Попробуем проверить, какая часть этой грязи доходит до карбюратора. Короче, сегодня испытываем фильтры тонкой очистки топлива карбюраторных двигателей - 14 изделий. Испытывать их будут в лаборатории НАМИ. Заметим, что при прочих равных условиях нам больше по душе прозрачные изделия «привычных» габаритов. Непрозрачный фильтр не оценишь «на глазок», а любого «малыша» придется менять тем чаще, чем меньше его размеры. Форма изделия принципиального значения не имеет: разнообразие «костюмов» предназначено в основном для владельцев иномарок, желающих купить точно такой же фильтр, какой стоял ранее Напомним, что срок службы фильтра определяется не только количеством проходящей через него грязи, но и местом установки на автомобиле. Изделие, размещенное после бензонасоса, прослужит дольше, чем точно такое же на его входе. Причина очевидна: на выходе насос создает избыточное давление и может «прокачать» топливо даже через довольно грязный фильтр, а вот на входе - увы. Здесь приходится работать на «всасывание», а снизить давление ниже «нуля» невозможно. От общих рассуждений - к конкретным измерениям. Первым делом фильтры взвесили. Потом проверили их герметичность - примерно так мастера шиномонтажа проверяют состояние дырявых камер. Затем измерили номинальную тонкость отсева - она должна быть не хуже 50 мкм. После этого решили испытать отдельно фильтрующие элементы: если они плохо соединены с корпусом или плохо проклеены, то часть грязи напрямую пойдет в карбюратор, и фильтр будет работать нестабильно. Что же в итоге? Из 14 фильтров требованиям стандарта не отвечают 6 - при этом № 9 недотянул совсем чуть-чуть, а № 12 просто провалился. Однако последующая проверка откровенно удивила - у всех проверяемых изделий, в том числе и «у двоечников», фильтрующие элементы оказались в полном порядке! Стало быть, недостаточно раздобыть хорошую бумагу - нужно еще приложить к ней руки. В противном случае грязное топливо потечет в обход фильтра через всяческие «непроклейки» и «дырки». Насколько стабильны «параметры» у дырки - дело темное, поэтому - такие изделия рекомендовать к использованию как-то не хочется, даже если они уложились в стандарт. Величина «протечек» - разная: если № 5 теряет примерно 17% от своих возможностей, то № 11 - 88%! Самое смешное, что даже при таком жутком КПД № 11 почти уложился в стандарт... Проверки избежали только два изделия - № 3 и 14: в первом из них использован полимерный материал, а второе оказалось слишком маленьким. В итоге вполне пригодных фильтров оказалось только 3 из 14. Изделия № 1 и № 2 от питерской фирмы «БИГ фильтр», а также № 3 от «Спектрол» можно считать пригодными по всем статьям - их мы и рекомендуем к использованию. А чтобы у победителей не возникло «головокружение от успехов», напомним, что провалившиеся № 6 и № 14 носят те же имена... Отметим попутно, что в ходе испытаний у всех фильтров была нормальная герметичность при давлении воздуха 0,1 МПа. НАША СПРАВКА Ни один фильтр не может очистить топливо от примесей на 100%. Чем крупнее грязь, тем легче ее задержать. Различают понятия «средняя тонкость отсева» и «номинальная тонкость отсева» - первое говорит о способности фильтра задержать 50% частиц грязи указанного размера; второе относится к 95% частиц. Например, фраза «номинальная тонкость отсева составляет 50 мкм» говорит о том, что фильтр способен задержать 95% частиц размером 50 мкм и более. Параметр «тонкость отсева » без соответствующего прилагательного не имеет смысла. В ходе экспертизы фильтры проверялись на соответствие требованиям ОСТ 37.001.226-93 «Фильтры тонкой очистки топлива карбюраторных двигателей. Общие технические условия». Испытания проводились на стенде, аттестованном по ГОСТ Р 8.568-97 (инв. № 62787), с использованием жидкости ЖТК-3. 1. GB – 215 Первая удача: 20-рублевый питерский «БИГ фильтр» типа GВ-215 оказался герметичным по всем статьям. Небольшой разнобой в цифрах «до и после» разборки говорит только о некоторой погрешности измерений. Оценка: хорошо. 2. GB - 206 «БИГ фильтр» модели GB-206 содержит надписи «Высшее качество» и «Сделано в России». Цена 12 руб., претензий к изделию нет. Оценка: хорошо. 3. Spectrol Ultra Не фильтр, а «доска объявлений»... Читаем: Spectrol Ultra. «Фильтр тонкой очистки топлива. Служит в 10 раз дольше. Небывалая грязеемкость, высокая стабильность. Для бензиновых двигателей внутреннего сгорания рабочим объемом не более 2500 см3. Промышленная группа «Спектр-Авто». И всего-то за 15 руб... А самое интересное, что изделие действительно оказалось нормальным. Единственное - эксперты не смогли измерить параметры «потрохов» фильтра, поскольку они сделаны из полимерных нитей... Оценка: хорошо. 4. КОНиС КС-01 Петербургский КОНиС КС-01 огорчил больше других. При цене всего 7-8 руб. он мог бы стать чуть ли не лучшим, собери его нормально. Cам по себе фильтрующий элемент выдал 12,8 мкм, а изделие в сборе - аж 46,9! Это какую же «дыру» надо иметь внутри, чтобы так испоганить собственные параметры? Оценка: удовлетворительно. 5. КВАРК Е FF-001.00 Надписи на корпусе фильтра КВАРК Е FF-001.00 солидные - от Made in Russia до «Сертифицировано НАМИ-ФОНД, проверено 3 атм.». И цена подходящая - опять 10 руб. А проблемы все те же - в требования стандарта изделие буквально втиснулось, но подозрения насчет плохой сборки опять подтвердились. Часть грязи проходит мимо фильтрующего элемента «напрямую». Оценка: удовлетворительно. 6. Spectrol Семирублевый Spectrol повторил «успех» № 4 - имея возможность выдать «нагара» цифры 9,0 мкм, он ограничился скромными 39,7 мкм. Причины те же - утечки через непроклеенные отверстия внутри корпуса. А если дырки будут еще больше? Оценка: удовлетворительно. 7. Безымянный Десятирублевое изделие из непрозрачной пластмассы безо всяких опознавательных знаков по легенде продавцов представляло нижегородскую фирму GALA. В общем-то, ожидали худшего: подобные безликие вещички обычно проваливаются по всем статьям, а эта оказалась обычным середнячком. С герметичностью все те же проблемы, хотя формально фильтр все-таки уложился в стандарт. Оценка: удовлетворительно. 8. НФ-03-Т Петербург любит делать фильтры - вот еще один... Увы - 20-рублевый «Невский фильтр НФ-О3-Т» хоть и выдал нормальные цифры, но настроение испортил. Опять наше излишнее любопытство - часть топлива идет мимо фильтрующего элемента. Оценка: удовлетворительно. 9. Filter Consol Изделие Filter Consol с надписью «Сделано в России» было куплено за 19 руб. Номинальная тонкость отсева оказалась чуть выше положенной - может быть, фильтрующий элемент провозгласил независимость от корпуса? Так и есть: «потроха» у фильтра вполне приемлемые, но грязь проходит мимо них... Оценка: плохо. 10. EKOFIL EKO 03.01 За 12 уплаченных рублей мы узнали про фильтр EKOFIL EKO 03.01 много интересного - на корпусе есть и номер какого-то телефона, и надпись «Рекомендовано ГНЦ НАМИ», и сообщение «Испытано до 3 атм.». А изделие оказалось вполне заурядным - в стандарт не «влезает», негерметичное... Оценка: плохо. 11. HF – 05 FIL GOOD Чемпион по небрежности: фильтр НF-05 FIL GOOD с надписью Made in Europe и ценой 12 руб. В стандарт не «влез» (52.3 мкм вместо 50), но какой фильтр внутри! Номинальной тонкости отсева в 6,4 мкм больше нет ни у кого, но что с того радости, если грязный бензин все равно идет мимо? Оценка: плохо. 12. ST – 337 (SCT) Немецкий SТ-337 (SСТ) ценой 15 руб. разочаровал. Самые плохие параметры, а виновата все та же технология. Фильтрующий элемент спокойно укладывается в норму, а фильтр целиком - нет. А нам нужно изделие в сборе... Оценка: плохо. 13. КОНиС КС-04 Знакомое имя - что-то похожее было под №4. И абсолютная схожесть результатов - питерский КОНиС КС-04 стоимостью примерно 10-12 руб. сочетает в себе отличный фильтрующий элемент и никудышную сборку... Как еще объяснить, что при номинальной тонкости отсева элемента всего лишь 12,3 мкм изделие в сборе «выдает» запредельные цифры 65,4 мкм? Оценка: плохо. 14. GB - 608 «БИГ фильтр» модели GВ-608 (с сетчатым фильтрующим элементом) стоимостью 20 руб. не сумел поддержать своих коллег №1 и 2 - провалился... Померить отдельно фильтрующий элемент не смогли из-за малых габаритов, но это уже и не нужно - в местах заливки сетки в каркас фильтрующего элемента он негерметичен. Оценка: плохо. Источник: журнал "Экспертиза За рулём" 2003г.
|