Аудиторская проверка в широком понимании означает проверку каких-либо документов, сайтов, бизнес-процедур на соответствие некоторым определенным порядкам и правилам. В этом смысле, часто под аудитом понимают не аудиторскую деятельность, прописанную в законе "Об аудиторской деятельности" и прочих нормативных актах, а, например, проверку позиций торговой марки товара на рынке, соблюдение сотрудниками режима рабочего дня и т.п. Если же речь идет о традиционном аудите, то это - проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности на соответствие учетной политике компании, реальному положению дел, требованиям нормативов и законов РФ. После того, как проведена аудиторская проверка, выдается специальный документ - аудиторское заключение. При этом такое заключение имеет право именоваться "официальным" только в том случае, если аудиторская фирма обладает лицензией МинФина РФ на общий или специальный (например, банковский) аудит. В соответствии со стандартом аудиторской деятельности - это "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Юридический статус такого документа подтверждается, обычно, печатью аудиторской компании на заключении и нотариально заверенной копией лицензии. Лицензия МинФина РФ выдается сроком на 5 лет и подлежит продлению в установленные сроки. Компания может быть лишена лицензии в срок ее действия при выявлении нарушений требований. К наиболее серьезным условиям получения и сохранения разрешения на осуществление аудиторской деятельности относятся: - наличие в штате компании не менее 5 аудиторов с действующим аттестатом; - организационно-правовая форма предприятия (индивидуальный предприниматель может осуществлять аудиторскую деятельность только в области инициативного аудита, который не имеет юридической силы для государственных/налоговых органов); - наличие договора на аренду помещения под размещение аудиторской фирмы (не менее чем на 1 год); - отсутствие деятельности (отсутствие оплаченных заказов на проведение аудита). Хотя, теоретически, фирма может быть лишена аудиторской лицензии в течение 5-тилетнего периода ее действия, фактических примеров тому нет. Однако в юридических кругах многие ожидают применения такого рода мер со стороны проверяющих органов. Из-за этого многие аудиторские компании, как и во многих других видах деятельности (игорном бизнесе, торговле), стремятся к укрупнению. Вот уже 2 года ожидаются серьезные изменения в регулировании аудиторской деятельности. В частности, наиболее серьезным изменением должна стать передача регулирующих функций из рук государства в ведение СРО – саморегулирующих организаций. Однако срок введения в действие такого закона переносился два раза. Последний раз такой датой была определено 1 января 2007 года. Однако срок действия старого порядка в очередной раз был перенесен еще на один год. Обязательный аудит регулируется законом "Об аудиторской деятельности", который в нынешней редакции был принят в августе 2001 года. Согласно закону, обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухучета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит в соответствие с Федеральными правилами (стандартами) проводится в случаях, если: - организация имеет организационно-правовую форму ОАО; - организация является кредитной, страховой организацией, инвестиционным фондом или иной организацией; - величина выручки компании за отчетный год превышает в 500 000 раз минимальный размер оплаты труда в России, или сумма активов баланса организации на конец года более 200 000 минимальных размеров оплаты труда; - организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели ее деятельности удовлетворяют условиям, изложенным в предыдущем подпункте. По результатам проведения обязательной аудиторской проверки выдается официальное заключение. Инициативный аудит проводится по решению владельцев в компании любой организационно-правовой формы, в коммерческих, государственных и некоммерческих организациях. Причинами такого решения могут быть: - желание выявить риски и имеющиеся возможности в области налогообложения; - желание найти ошибки в ведении отчетности (умышленное или случайное искажение); - желание представить бизнес транспарентным (прозрачным) для своих контрагентов, зарубежных партнеров, финансовых организаций.
|