Пятница, 29.03.2024, 14:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Законы [23]

Главная » Статьи » Закон и право » Законы

Понятие адвокатуры
Изучение адвокатуры в различных ее аспектах необходимо начать с обращения к вопросам истории. Без этого нельзя понять смысл задач, стоящих перед адвокатурой, обязанностей адвокатов по действующему законодательству и определить перспективы развития адвокатуры в целом. В силу специфики функций, возложенных на адвокатуру, ее альтернативности органам государственной власти отношение к ней менялось в различные периоды истории России. Поэтому прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этого института в нашей стране. Путь становления российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации адвокатуры. Термин "адвокат", хотя и появился в юридической терминологии России в 1864г., до 1939г. не употреблялся в нормативных актах. Кроме того, термин "коллегия адвокатов" в контексте российской действительности никогда не означал и до сих пор не означает того корпоративного единства, какое вкладывается в него во Франции, США или Германии.

Есть две причины, почему для нас интересна история становления адвокатуры в России. Первая - многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились в советский и постсоветский периоды. Вторая - сегодня именно адвокат стал ключевой фигурой судебной системы, поскольку, с одной стороны, он пользуется наибольшим доверием общества, а с другой стороны, с введением суда присяжных и арбитражных судов роль адвоката неизмеримо возросла. При самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все императоры, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.

Впервые адвокатура в России возникает в рамках правовых реформ 1864г., осуществленных при правлении Александра II. Судебная реформа заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами. При этом самодержавие никаким образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла реально, в силу своего исключительного положения, стать опорой демократического движения. Контрреформы 1874г. существенно ослабили адвокатуру. В конце прошлого века применительно к адвокатуре стал использоваться новый термин - "сословие", что означало сообщество юристов, "объединенных образованием и поведением и исполняющих специфическую общественную функцию". Однако о сословии относительно адвокатуры можно было говорить только в отношении адвокатур Санкт-Петербурга, Москвы и Харькова. В других регионах адвокатура фактически не возникла - были лишь отдельные адвокаты, но никак не "сообщество профессионалов".

Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных - корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов, и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательными условиями вступления являлись законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Законы 1864г. предусматривали наличие организационной структуры для присяжных поверенных, состоящей из общего собрания и совета, избираемого этим собранием. Местная судебная палата, или дворец правосудия, который находился в суде высшей инстанции округа, могла позволить группе из более чем 20 присяжных поверенных, имеющих лицензии, образовать гильдию адвокатов.

Однако присяжные поверенные предоставляли только часть правовых услуг и в основном в городах. Частные адвокаты (частные поверенные) появились в результате контрреформы в декабре 1874г. - первоначально в качестве временной меры. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством юстиции. Несмотря на то, что от частных поверенных не требовалось наличия юридического образования, они должны были получать лицензию, а для этого иметь деньги на оплату этой лицензии. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб, выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.

Кроме случаев ведения дел по назначению суда, вознаграждение за которые выплачивалось из общего фонда, оплата труда адвоката производилась по договоренности с клиентом. Хотя Министерство юстиции и установило размеры оплаты услуг, они были необязательны и применялись лишь в случаях разногласий между адвокатом и клиентом. 3 марта 1890г. был принят закон, ограничивающий допуск в адвокатуру евреев. Они могли практиковать только в качестве помощников, частных поверенных или стряпчих. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий. Женщин вообще не допускали к юридической практике в России до февральской революции 1917г. Реформы 1864г. не мешали женщинам стать присяжными поверенными, но им запрещалось посещать лекции по праву в университете. В 1874-1875 гг. была предпринята попытка выдавать женщинам лицензии частных поверенных. Однако она провалилась, поскольку Министерство юстиции запретило подобную практику. Такое поведение в отношении женщин было, несомненно, дискриминационным, но оно все же не представляло собой открытых репрессий, от которых страдали еврейские юристы. Сразу после падения царского режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.

Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как считал нужным. Каково же было отношение большевиков к адвокатуре? Многие революционеры досконально знали тонкости адвокатской профессии, так как практиковали в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и сам Ленин, были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма он проработал в течение полутора лет помощником адвоката в Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены. Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда, оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может быть использована и против нового режима. 24 ноября 1917г. был принят Декрет о суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому обладающему гражданскими правами не опороченному гражданину. В соответствии с Декретом №2 о суде были образованы коллегии правозаступников. Их члены избирались и отзывались Советами. Им была положена заработная плата. На первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле 1917г. было принято решение об установлении для правозащитников государственных окладов, разорвавшее таким образом связь материального свойства между адвокатом и его клиентом.

Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны. Распад старой правовой системы привел к массовому уходу из адвокатской корпорации. 30 ноября 1918г. ВЦИК принял Положение "О народном суде", которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозаступников заменялись коллегиями с еще более неудобоваримым названием - коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался к размерам окладов судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.

Основной задачей "адвокатов" коллегий было всемерное содействие суду в наиболее полном выяснении всех обстоятельств дела. Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Интересно отметить, что размер "адвокатских гонораров" устанавливался при этом самим судом и поступал в доход государства. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось. С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету №2 о суде присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей. 29 июня 1920г. третий Всероссийский съезд работников советской юстиции констатировал порочность идеи формирования адвокатского корпуса по должностному принципу и утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности.

Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации. Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению подпольной адвокатской практики. Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года, предусматривал возрождение института защитника в каждой губернии. Но об организации общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации. Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме.

Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях. Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить таким образом контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты. Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы. Юридическое образование, пришедшее в упадок в период революции, было восстановлено весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов для работы в прокуратуре, судах, других государственных учреждениях и не обучали их вопросам правовой защиты.

Те же, кто хотел поступить в адвокатуру, проходили подготовку в других, менее престижных институтах. Юридическая пресса, начиная с 1930г., стала менее обстоятельной в освещении правовых вопросов. Многие журналы, публиковавшие такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться ежегодные отчеты коллегии защитников. 22 декабря 1938 г., через 9 месяцев после того, как в результате начавшейся чистки были произведены замены в руководстве, Наркомюст СССР выпустил директиву "О работе коллегий защитников", ознаменовавшую начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение. Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов о корпорации. Самостоятельность адвокатских коллективов теперь считалась вредной для общества, и их предполагалось распустить.

Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы. Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях между адвокатурой и юрисконсультурой. Было запрещено сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре. Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины, эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы. В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре.

В начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 года было заменено республиканскими законами. Адвокатам все-таки удалось сохранить определенную ведомственную автономию. Они не стали придатком бюрократической иерархии советского государства, оказывая по возможности противодействие засилью партии в корпорации, и остались, по крайней мере, формально, самоуправляемой корпорацией. Однако современная корпорация адвокатов продолжает функционировать на основах, заложенных в первые десятилетия советской власти. Ограничения организационной независимости корпораций и право адвоката представлять интересы своего клиента в системе безраздельно господствующей государственной власти остались нетронутыми.

В современной адвокатуре остается еще много нерешенных вопросов. Ниже мы рассмотрим некоторые из них. После принятия Конституции 1977 года, в которой адвокатура официально признавалась конституционным органом (ст. 161), на сессии Верховного Совета СССР 30 ноября 1979г. был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено на сессии Верховного Совета РСФСР Законом от 20 ноября 1980г. В нем четко определялись новые права и обязанности адвокатов. Данный документ одновременно предоставлял адвокатуре большую легитимность и подчеркивал ее зависимость от Министерства юстиции. Подробный анализ этого законодательного акта будет проведен ниже. Изучение этого Положения об адвокатуре необходимо, поскольку именно на его основе адвокатура в Российской Федерации действует более 15 лет и знание этого нормативного акта поможет сформировать свою точку зрения на то, каким должен быть Закон об адвокатуре в России. К сожалению, действующая Конституция Российской Федерации лишь однажды упоминает об адвокате, да и то в связи с правом задержанного, заключенного под стражу обвиняемого, на юридическую помощь (ч. 2 ст. 48).

Адвокатура как институт, в отличие от прокуратуры, в Конституции не фигурирует. Поэтому, прежде всего, необходимо определить, что же такое адвокатура? Общественная организация? Профессиональный союз? Судебно-вспомогательный государственный орган? В литературе встречаются высказывания и о том, что адвокатура является "учреждением вспомогательно-судебным". Однако юридическая природа суда и коллегий адвокатов различна. Многие авторы в различные годы сходились на той точке зрения, что адвокатура есть общественная организация, что ее функция отнюдь не "вспомогательно-судебная". Надо не забывать, что для общественных организаций характерно следующее. Они создаются путем добровольного объединения лиц для осуществления конкретной деятельности, предусмотренной уставом (положением). Эти организации построены на основе самоуправления, равенства прав членов, подчинения требованиям законности. Все они обладают организационным единством. На этой основе и утверждалось, что "коллегия адвокатов - объединение негосударственное, профессиональное, добровольное". По этому поводу Ю.Стецовский пишет: "Как и другие общественные организации, коллегии адвокатов построены на началах самоуправления (самодеятельности), которые характеризуются: добровольным членством; участием членов коллегии в управлении ее делами, и прежде всего в выборных органах и контроле за их деятельностью; соблюдением Положения об адвокатуре и выполнением решений выборных органов коллегии; материальным участием членов коллегии в создании ее имущественной основы".

Достаточно спорным выглядит утверждение о добровольности членства в коллегии. С одной стороны, никто не может быть принудительно включен в состав коллегии. Но важно другое - заниматься адвокатской практикой, не будучи членом коллегии, по ныне действующему законодательству невозможно. Да, можно получить соответствующую лицензию от государственного органа (Министерства юстиции РФ или органа юстиции субъекта Федерации) и оказывать юридическую помощь населению. Однако это еще не одно и то же: достаточно сказать, что оформление полномочий адвоката и "неадвоката", допуск их к участию в процессе различны. Это означает, что неправильно считать адвокатуру общественной организацией, такой как партия, движение и т.п. Отличие адвокатуры от общественной организации (ст. 13, 30 Конституции РФ) состоит в том, что адвокатура - не политическая организация с определенной идеологией, что доступ в адвокатуру открыт не каждому, а лишь юристам-профессионалам и что адвокатура привлекается к участию в осуществлении государственных функций (предварительное расследование, правосудие и т.п.). В частности, адвокаты могут посещать следственные изоляторы, тюрьмы и беседовать с арестованными, знакомиться с уголовными делами, выступать в судах и выполнять другие полномочия, которыми не наделены члены обычных общественных организаций.

При обсуждении вопроса о правовой природе адвокатуры высказывалась и такая точка зрения: "Профессиональный признак объединения отличает коллегии адвокатов от профессиональных союзов. Члены профсоюза объединены у нас не по профессиональному, а по производственному признаку. Поэтому членами одного профсоюза оказываются люди различных профессий, но работающие в одной отрасли. В коллегиях адвокатов состоят адвокаты, и только они. В творческие союзы также объединены лица одной или родственных профессий. Однако, например, композитор или художник, и не будучи членом творческого союза, имеет право заниматься своей профессиональной деятельностью. Оказывать же все виды юридической помощи вправе лишь лица, состоящие членами коллегии адвокатов". Что касается приведенного высказывания Ю.Стецовского, то, прежде всего, следует уточнить, что, во-первых, на сегодняшний день уже не все виды юридической помощи вправе оказывать только члены коллегии адвокатов. Во-вторых, различие между художником, писателем, с одной стороны, и адвокатом, с другой, заключается прежде всего в том, что если первые занимаются исключительно творческой деятельностью, оперируя в сфере искусства, то адвокаты, реализуя на практике конституционное положение об оказании правовой помощи населению, являются практическими носителями основополагающих принципов уголовного процесса - права на защиту, и гражданского процесса - права на квалифицированную помощь адвоката в суде. Можно было бы привести массу важных различий в деятельности и предназначении двух рассматриваемых категорий. Может быть, точнее вместо этого просто заметить, что объединяет их куда меньшее, чем то, что их разделяет.

Конечно, характер работы художника, писателя, композитора, адвоката - творческий. Но этим общее и ограничивается. Скажем хотя бы, что для приема в союз писателей не требуется специального образования, но необходимы определенные заслуги на литературной ниве. Для приема же в коллегию адвокатов как раз наоборот - юридическое образование обязательно, а вот заслуг в области правоприменительной практики иметь вовсе не обязательно. Неправильно относить адвокатуру и к сфере услуг (подобно парикмахерским, баням и пр.). Услуги, оказываемые адвокатурой, носят особый характер -они относятся к сфере защиты права. В этом смысле адвокатура является правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и суды. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права. Адвокатура - некоммерческая организация, она не преследует цель извлечение прибыли. Гонорары адвокатов - это не прибыль, а оплата их труда. Адвокатура - не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти. Адвокаты не чиновники, а люди "свободной профессии". Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная полемика с государственным обвинением, выявление ошибок следствия и суда. Таким образом, адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

источник: easylaw.ru

Категория: Законы | Добавил: --- (13.10.2007)
Просмотров: 1582
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Кто из них лучший боксер?
Всего ответов: 338

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz