Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Министерства юстиции, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Не применяются те статьи Положения об адвокатуре, в которых говорится о государственном контроле за деятельностью этого профессионального объединения. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов не созывается по предложению (указанию) Министерства юстиции РФ и его органов в субъектах Федерации. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии не утверждаются исполнительными органами субъектов Федерации. Решение этих вопросов входит в компетенцию самой адвокатуры. Министерство юстиции больше не устанавливает правила оплаты труда адвокатов, поскольку размеры их гонораров определяются соглашением между адвокатами и клиентами. Президиум коллегии адвокатов больше не согласует с Министерством юстиции назначение и освобождение заведующих юридическими консультациями. Члены коллегии адвокатов больше не руководствуются инструкциями и методическими рекомендациями Минюста и его органов в субъектах Федерации. Минюст больше не разрабатывает такого рода акты. Количество работающих в коллегии адвокатов теперь определяется самой коллегией и ее президиумом. Постановление президиума коллегии адвокатов о наложении на адвоката дисциплинарного взыскания не может быть обжаловано в вышестоящие органы исполнительной власти субъектов Федерации. Жалоба может быть подана общему собранию (конференции) адвокатов или в суд. Отменено "общее руководство" коллегиями адвокатов со стороны представительной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, включая Министерство юстиции РФ и его органы на местах. Контрольные функции Министерства юстиции РФ и его органов за деятельностью адвокатуры существенно ограничены. Так, они более не контролируют соблюдение коллегиями адвокатов Положения об адвокатуре и других касающихся ее нормативных актов, не заслушивают сообщения председателей коллегий о работе коллегий адвокатов, не обобщают практику их работы. Министерство юстиции РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации не приостанавливают действие решения общего собрания (конференции) коллегии адвокатов и постановления ее президиума в случаях несоответствия их закону. Министр юстиции РФ, министры юстиции, начальники управлений (отделов) юстиции субъектов Федерации не используют право давать поручения президиумам коллегий адвокатов возбудить дело о дисциплинарной ответственности адвокатов, хотя проявить инициативу в постановке этого вопроса они могут. Устранение государственного руководства адвокатурой и контроля над ней опирается на ст. 30 Конституции РФ, в которой гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Независимость адвокатуры не влечет произвола ее деятельности. В соответствии с Законом о прокуратуре нарушение законности в деятельности адвокатуры может быть предметом прокурорского надзора. УПК РСФСР (ст. 243, 262) и ГПК РСФСР (ст. 145, 148) предоставляют суду право контролировать законность действий адвоката при разбирательстве уголовных и гражданских дел, требовать уважения к суду и подчинения распоряжениям председательствующего. При нарушении адвокатом закона суд вправе реагировать на это частным определением (постановлением), направленным в президиум коллегии адвокатов. Президиум вправе наложить на такого адвоката дисциплинарное взыскание. Граждане имеют право обжаловать в суд незаконные действия и решения должностных лиц и органов коллегии адвокатов - президиума, председателя президиума, заведующих юридическими консультациями, бюро, фирмами. Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеют и государственные органы. Это, прежде всего, рассмотрение Министерством юстиции и его органами на местах ходатайств об организации новых адвокатских коллегий, союзов, ассоциаций, оценка с точки зрения закона их уставов и выдача лицензий на право занятия адвокатской деятельностью, а также регистрация вновь образованных объединений адвокатов. Для создания адвокатских бюро, фирм, кабинетов в рамках коллегии, по сложившейся практике, достаточно письма Министерства юстиции о согласии на образование этих адвокатских структур. Отказ Минюста выдать лицензию на образование новых коллегий адвокатов может быть обжалован в суд. Действующие коллегии адвокатов не нуждаются в получении лицензий. Министерство юстиции и его органы контролируют соблюдение лишь тех положений устава, которые относятся к целям деятельности коллегии адвокатов. Если деятельность вновь созданной коллегии противоречит ее уставу или закону, Минюст вправе лишить ее лицензии. Такое решение опять-таки может быть обжаловано в суд. Минюст вправе реагировать на жалобы граждан по поводу ненадлежащей защиты или представительства, направляя эти жалобы в соответствующий президиум коллегии адвокатов и излагая свое мнение о необходимости привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Министерство юстиции и его органы на местах распоряжаются средствами, выделенными из госбюджета для оплаты юридической помощи по назначению (ст. 49 УПК РСФСР). К ведению Министерства юстиции отнесена защита адвокатуры от всех форм давления и вмешательства в ее дела, оно истребует и анализирует статистические данные о работе адвокатуры. Финансовые органы проверяют источники доходов коллегии адвокатов, размеры полученных ею средств и уплату налогов в соответствии с законодательством о налогах. источник: easylaw.ru
|