Воскресенье, 24.11.2024, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Законы [23]

Главная » Статьи » Закон и право » Законы

Профессиональные объединения адвокатов и их органы
Организационно адвокатура построена по коллегиям. В соответствии со ст. 3 главы 2 Положения об адвокатуре РСФСР "коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью". Это значит, что адвокатура сегодня представляет собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций - коллегий адвокатов. Первоначально коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним направляет его органам исполнительной власти субъекта РФ для утверждения и регистрации.

Организация и порядок деятельности коллегии определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании (конференции) коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В соответствии с п. "л" ст. 72 Конституции РФ организация адвокатуры составляет предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это означает право Федерации издавать федеральные законы об адвокатуре, а последние могут принимать свои нормативные акты в дополнение и развитие федерального закона. При этом законы об адвокатуре субъектов Федерации не должны противоречить федеральному закону об адвокатуре.

Устав коллегии адвокатов должен предусматривать:

- наименование и цели деятельности коллегии;

- ее структуру;

- порядок урегулирования разногласий внутри коллегии;

- условия членства и его прекращения;

- статус члена коллегии;

- порядок привлечения адвокатов и стажеров к ответственности;

- порядок получения, расходования денежных средств, выплаты гонораров;

- компетенцию органов коллегии и порядок их формирования;

- сроки их полномочий и оплату труда;

- организацию и порядок деятельности юридических консультаций, бюро, фирм, кабинетов, других структур коллегии;

- источники образования средств и иного имущества;

-порядок прекращения и приостановления деятельности коллегии.

Положение об адвокатуре предусматривает образование на территории субъекта Федерации одной коллегии адвокатов. В Российской Федерации действуют республиканские, краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии адвокатов. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. В настоящее время функционирует Межреспубликанская коллегия адвокатов, обслуживающая граждан, работающих на закрытых объектах и территориях, а также военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей в отдаленных гарнизонах, на пограничных постах и т.п.

В связи с переходом к рыночным отношениям, оживлением экономических связей, проведением реформ резко возросла потребность в правовом обслуживании населения и юридических лиц. Начиная с 1990 г., с разрешения Министерства юстиции РФ появились юридические кооперативы, а потом и так называемые "альтернативные", или "параллельные", коллегии адвокатов. При этом они создавались как специализированными (например, обслуживающими только банковскую сферу или только иностранные компании и т.д.), так и общего профиля (для ведения уголовных дел, гражданских дел и т.п.).

В настоящее время около 21 тыс. адвокатов Российской Федерации состоят в так называемых "традиционных" коллегиях адвокатов и более 3 тыс. - в "альтернативных". Одной из самых крупных альтернативных коллегий является Московский юридический центр, входящий в так называемую Гильдию адвокатов России, объединяющую 32 региональные альтернативные коллегии в разных регионах Российской Федерации (всего до 600 адвокатов). Численность этих коллегий невелика (в некоторых из них - не более десяти адвокатов), но их достаточно много. Традиционные коллегии значительно крупнее по численности, причем они имеют тенденцию к увеличению. Например, в Московской городской коллегии адвокатов состояли: в 1987г. - 1068 человек; в 1990г. - 1169 человек; в 1996г. - более 1700 человек.

Сторонники альтернативных коллегий выступают против монополий в организации адвокатуры, за конкуренцию между коллегиями, обеспечивающую гражданам свободу выбора. Адвокаты традиционных коллегий считают, что конкуренция реально существует в рамках этих коллегий и что недопустимо ломать сложившийся механизм зачисления в адвокатуру и контроля за качеством работы адвокатов и стажеров.

Коллегии адвокатов являются юридическими лицами, имеют печать и штамп с обозначением своего наименования. Органами коллегии адвокатов являются общее собрание (конференция), президиум коллегии адвокатов, председатель президиума, ревизионная комиссия, квалификационная комиссия (последняя Положением об адвокатуре не предусмотрена, но реально существует). В некоторых коллегиях создаются комиссии по работе со стажерами, криминалистические и цивилистические секции - для обсуждения профессиональных вопросов. При Московской городской коллегии адвокатов существует НИИ судебной защиты и ученый совет.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум и председатель президиума, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия.

Общее собрание (в коллегиях, насчитывающих более 300 человек, вместо общего собрания могут созываться конференции) коллегии созывается не реже 1 раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии.

Конференция созывается исходя из норм представительства, устанавливаемых президиумом, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов. Возможно проведение внеочередных общих собраний или конференций по инициативе президиума коллегии адвокатов или не менее одной трети ее членов. Все вопросы решаются простым большинством голосов.

Общее собрание (конференция) коллегии адвокатов: 1) заслушивает отчеты о деятельности президиума, ревизионной и квалификационной комиссий и дает им оценки;

2) избирает президиум коллегии (7-15 человек), ревизионную и квалификационную комиссии;

3) устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии;

4) утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего трудового распорядка коллегии;

5) определяет порядок оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами, установленными Министерством юстиции РФ;

6) рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии;

7) определяет структуру коллегии и ее президиума;

8) избирает члена президиума вместо выбывшего;

9) решает другие вопросы, касающиеся деятельности коллегии. Общему собранию принадлежит также право досрочного отзыва членов президиума, ревизионной и квалификационной комиссий.

Президиум коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии тайным голосованием сроком на три года в количестве, определенном общим собранием коллегии. Для избрания в его состав достаточно простого большинства голосов участников общего собрания (конференции). Если в результате голосования число избранных в состав президиума оказалось больше заранее определенного числа его членов, то или принимается решение об увеличении численности президиума, или в его состав не включаются кандидаты, получившие меньшее число голосов. Президиум открытым голосованием избирает из своего состава председателя и его одного или нескольких заместителей. Члены президиума, находящиеся на штатных должностях в коллегии, получают заработную плату от коллегии и имеют право, кроме того, заниматься адвокатской практикой.

Президиум коллегии адвокатов:

1) созывает общее собрание (конференцию) членов коллегии;

2) организует юридические консультации, бюро, другие структуры коллегии, ставит вопрос об их регистрации в Министерстве юстиции РФ и его органах и руководит их деятельностью;

3) проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов;

4) назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями;

5) принимает и отчисляет из членов коллегии и из состава стажеров;

6) организует прохождение стажировки;

7) распределяет адвокатов по юридическим консультациям;

8) утверждает штаты и сметы юридических консультаций;

9) применяет меры поощрения;

10) рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов коллегии;

11) осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты юридической помощи;

12) распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой;

13) представляет коллегию в государственных и общественных организациях;

14) ведет статистическую работу и финансовую отчетность и представляет ее вместе с сообщениями о деятельности коллегии Министерству юстиции РФ, органам государственной власти субъектов Федерации.

Деятельность президиума строится на основе коллективности руководства, гласности, регулярной отчетности перед коллегией адвокатов, широкого привлечения адвокатов к деятельности президиума.

При президиуме состоят отдел кодификации или консультант, библиотека, бухгалтерия, отдел кадров.

Кворум для проведения заседаний президиума - наличие не менее половины его членов, а при решении вопросов о приеме в коллегию, отчислении и исключении из нее - не менее двух третей состава президиума. Решения президиума принимаются простым большинством голосов. Постановление президиума может быть пересмотрено общим собранием (конференцией) коллегии.

Председатель президиума коллегии адвокатов:

1) председательствует на заседаниях президиума;

2) является распорядителем денежных средств коллегии;

3) организует работу президиума и подготавливает вопросы для рассмотрения на его заседаниях, включая прием в коллегию, отчисление и исключение из нее;

4) организует проверку жалоб на действия адвокатов и материалы проверки передает на рассмотрение или общего собрания (конференции) коллегии, или ее президиума, или собрания адвокатов юридической консультации, бюро, фирмы;

5) руководит работой аппарата президиума, осуществляет прием и увольнение его сотрудников;

6) осуществляет контроль за исполнением решений общего собрания (конференции) коллегии и ее президиума.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием членов коллегии тайным голосованием сроком на 3 года. Ревизионная комиссия открытым голосованием избирает из своего состава председателя и его заместителя. В ее функции входят проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций. Ревизионная комиссия докладывает о результатах своей деятельности общему собранию (конференции) коллегии.

Квалификационная комиссия избирается на общем собрании или конференции коллегии. Задачи квалификационной комиссии: отбор стажеров, наблюдение за их подготовкой, прием квалификационных экзаменов у поступающих в коллегию.

Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегии адвокатов в городах и других населенных пунктах создаются юридические консультации (бюро, фирмы, кабинеты, частнопрактикующие адвокаты, являющиеся составными частями коллегии), которые имеют текущий счет в банке, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов. Они создаются в городах, других населенных пунктах, районах, муниципальных округах по решению или с разрешения президиума коллегии адвокатов и с согласия органа юстиции субъекта Федерации. Число адвокатов в юридической консультации колеблется от 2-3 человек (в отдаленных районах) до 50-60 человек в Москве.

Юридические консультации имеют свой секретариат, бухгалтерию, вспомогательные службы. Время пребывания адвокатов в юридической консультации распределяется между ними так, чтобы обеспечить бесперебойный прием граждан.

Юридическая консультация представляет собой основное рабочее звено адвокатуры, где ведется прием граждан, выдаются справки и даются разъяснения по различным вопросам права, составляются заявления, жалобы и другие документы правового характера. Как официальный орган коллегии адвокатов она имеет право запроса различных справок, характеристик, бумаг по делам, которые ведут адвокаты консультаций. Должностные лица и организации по требованию консультации обязаны предоставить нужные материалы.

Во главе юридической консультации находится назначаемый президиумом заведующий, который организует работу юридической консультации. Договора (соглашения) между адвокатами и клиентами об оказании юридической помощи заключаются под его контролем и при его участии. Они фиксируются в регистрационных карточках, подписываемых клиентом, адвокатом и заведующим юридической консультацией. В карточке указываются: вид юридической услуги; стороны, заключившие соглашение об ее исполнении; при необходимости - срок исполнения; сумма гонорара; условия возврата гонорара при неисполнении или недобросовестном исполнении поручения; дополнительные расходы (оплата проезда, проживание в гостинице, суточные). Клиент оплачивает услуги адвоката в кассу юридической консультации. За вычетом подоходного и пенсионного налогов, взносов социального и медицинского страхования адвокаты получают остальную сумму в виде зарплаты. Каждая юридическая консультация (и приравненные к ней бюро, фирма и т.п.) должна отчислять на общие нужды коллегии до 30% валового поступления средств. Реально в разных коллегиях этот процент различен. По данным Московской городской коллегии адвокатов, например, в 1995 г. такой объем отчислений составлял 15%. Эти отчисления составляют бюджет коллегии, расходуемый на нужды самих юридических консультаций (аренда и ремонт помещений, приобретение литературы и оргтехники, зарплата технических работников и т.п.) и на содержание президиума коллегии адвокатов и оплату его текущих расходов (зарплата сотрудников, оплата за помещение, коммунальные услуги, телефон, канцелярские расходы и т.п.). На содержание президиума юридические консультации отчисляют незначительные суммы (5-6% валового поступления средств). Расходование средств коллегии производится президиумом в соответствии с утвержденной сметой.

Заведующий юридической консультацией заключает также договоры на обслуживание предприятий, учреждений, организаций с указанием конкретных адвокатов, которые будут исполнять договор. Он же выделяет конкретных адвокатов для осуществления защиты в порядке ст. 49 УПК РСФСР (по назначению следователя, прокурора, суда). При этом нагрузка должна справедливо распределяться между адвокатами. Заведующий юридической консультацией сам вправе освободить клиента от оплаты правовой помощи с учетом его имущественного положения и характера дела.

Если клиент обращается к конкретному адвокату, то заведующий юридической консультацией не вправе воспрепятствовать заключению соглашения между ними. В остальных случаях заведующий юридической консультацией распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации, не допуская перегруженности в работе одних и отсутствия надлежащей нагрузки у других. Он осуществляет контроль за качеством работы стажеров и адвокатов (прикрепление стажера к опытному адвокату, взаимные посещения судебных процессов с разбором линии поведения и позиции адвоката и т.п.). Заведующий обеспечивает соблюдение адвокатами правил внутреннего трудового распорядка; возбуждает перед президиумом вопрос о поощрении адвокатов или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, отчислении или исключении из коллегии; принимает на работу или увольняет технический персонал консультации; рассматривает жалобы на действия адвокатов; распоряжается средствами юридической консультации в соответствии со сметой; ведет статистическую и финансовую отчетность.

Правовой статус бюро, фирмы, кабинетов, частнопрактикующих адвокатов, входящих в коллегию, пока не регламентирован. Согласно ст. 23 проекта Закона об адвокатуре члены коллегии адвокатов вправе создавать адвокатские бюро, фирмы, кабинеты с правами юридического лица.

Адвокатские бюро, фирмы, кабинеты имеют самостоятельный баланс, расчетный счет и другие счета в банках, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов.

Член коллегии адвокатов может практиковать индивидуально. Порядок работы членов коллегии адвокатов, практикующих индивидуально, устанавливается уставом коллегии.

Штаты, должностные оклады, фонд зарплаты и смета расходов адвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах. Коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и сборами.

Средства, поступившие в юридические консультации от граждан и организаций за оказание им юридической помощи, не образуют прибыли и поэтому налогом на прибыль не облагаются.

Вместе с тем, сумма превышения доходов над расходами при осуществлении коллегиями деятельности, не отнесенной Положением об адвокатуре РСФСР (ст. 19) к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и лекториев, иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи), подлежит налогообложению в порядке, установленном Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Гонорары, полученные адвокатами за оказание юридической помощи гражданам и организациям, подлежат налогообложению в порядке, установленном Законом РСФСР от 07.12.91 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".

Государство в определенных случаях и для определенных лиц устанавливает возможность получения бесплатной юридической помощи. В соответствии с Законом РФ от 23 мая 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" расходы по оплате труда адвокатов согласно ст. 47 УПК относятся на счет республиканского бюджета и в том случае, когда адвокат участвовал в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению, без заключения соглашения с клиентом. Основанием для отнесения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации за время оказания юридической помощи по защите лиц, освобожденных полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом (судьей), в производстве которых находится дело, от несения расходов на оплату юридической помощи, а также при их участии в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению является постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда (постановление судьи), в производстве которых находится дело, выносимое на основании заявления адвоката.

Так, в ходе предварительного следствия следователь прокуратуры вынес постановление о назначении обвиняемому защитника и возложении оплаты его труда за счет республиканского бюджета в связи с неплатежеспособностью обвиняемого. Осуществление защиты было поручено адвокату С, которая и защищала его на следствии. Постановлением областного суда с осужденного взыскано 10 тыс. рублей в пользу юридической консультации. По протесту прокурора судебная коллегия Верховного Суда РФ изменила постановление судьи и отнесла взыскание этой суммы за счет средств республиканского бюджета в пользу юридической консультации. (Определение № 77-Д94-7 по делу Саввина).

Но это не значит, что адвокат за оказание помощи не должен получать оплату. В соответствии с п. 2 Положения о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства, утвержденного Министерством юстиции РФ 27. 01. 94 г. по согласованию с соответствующими ведомствами, размер оплаты труда за день участия в дознании, на предварительном следствии и в суде определяется из расчета не менее одной четверти установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.

В тех случаях, когда дело, по которому выступает адвокат, является особо сложным, гонорар может быть установлен за день работы из расчета более одной четверти минимального размера заработной платы в Российской Федерации, но не свыше однократного установленного законом минимального размера оплаты труда (см. письмо Минюста РФ "О вопросах оплаты труда адвокатов" от 31. 01. 94 г. № 09-09/19-94).

Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы или ассоциации - общественные организации, создаваемые для защиты их прав и представительства во взаимоотношениях с государственными и другими субъектами. В настоящее время существуют: Федеральный союз адвокатов России (с центром в Москве), созданный на учредительном съезде 12-13 сентября 1994г.; Гильдия адвокатов России (с центром в Москве), созданная 27 января 1995г.; Ассоциация российских адвокатов, созданная в 1994г. и объединяющая тринадцать коллегий адвокатов (с центром в Саратове); Международный союз (содружество) адвокатов (с центром в Москве), созданный в 1994г. и объединяющий адвокатов и их коллегии на территории Беларуси, Узбекистана, ряда регионов Российской Федерации и других государств, где созданы его отделения.

Общее между этими союзами и ассоциациями состоит в том, что они не занимаются профессиональной адвокатской деятельностью, не руководят ею, а представляют и защищают интересы адвокатов и их коллегий (исключение представляет Гильдия, где эти функции соединены). Все союзы и ассоциации адвокатов зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ как общественные организации. Допускается как индивидуальное, так и коллективное (коллегия) членство в них. Задачи и организацию союзов и ассоциаций адвокатов рассмотрим на примере Федерального союза адвокатов России.

Согласно уставу этого союза его задачами являются:

- содействие укреплению независимой и сильной адвокатуры;

- защита прав адвокатов, их чести и достоинства;

- совершенствование деятельности адвокатуры;

- содействие подготовке специалистов для работы в адвокатуре;

- проведение научно-методической работы;

- издательская деятельность;

- участие в разработке законопроектов;

- укрепление связи юридической науки и практики;

- представительство интересов адвокатов в государственных органах и общественных организациях;

- развитие международных связей адвокатов России. Руководящими органами союза являются: Всероссийский съезд, совет, исполком, президент. Союз может создавать учебные заведения и научно-исследовательский институт адвокатуры.

Устав Международного союза (содружества) адвокатов предусматривает, что этот союз:

- создает научно-исследовательский институт адвокатуры;

- изучает и распространяет опыт лучших адвокатов мира;

- организует научно-методическую работу по совершенствованию деятельности адвокатуры;

- оказывает помощь объединениям адвокатов в проведении профессиональной учебы;

- организует международные семинары, конгрессы и конференции адвокатов;

- организует стажировку адвокатов;

- выпускает печатный орган и методическую литературу;

- обменивается делегациями адвокатов;

- изучает положение адвокатов в разных правовых системах;

- разрабатывает проблемы адвокатской этики;

- проводит независимую экспертизу нормативных актов и законопроектов.

Руководящими органами союза являются: ассамблея, правление, президиум правления, президент, первые вице-президенты, вице-президенты.

Союзы и ассоциации адвокатов существуют за счет членских взносов и пожертвований. Возможно создание ассоциаций адвокатов в субъектах Федерации и международных адвокатских объединений. Проектом Закона об адвокатуре предусмотрена возможность создания адвокатами независимых профессиональных союзов. Ассоциации и союзы адвокатов действуют в соответствии со своими уставами и не обладают какими-либо властными полномочиями по отношению к коллегиям адвокатов и их членам (ст. 28 и 29 Проекта).

истчоник: easylaw.ru

Категория: Законы | Добавил: --- (13.10.2007)
Просмотров: 3342
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Какая скорость Вашего Интернета
Всего ответов: 297

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2024, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz