Как и все народы мира, корейцы начали заниматься живописью с доисторических времен. Самые ранние изображения были обнаружены в гробницах периода королевства Когуре, они относятся к четвертому столетию. В живописи этого периода, которая явно испытала влияние буддизма, уже используется техника ретуширования. Академия живописи была основана в начале периода Коре. Учились в ней как образованные представители высших слоев общества, так и профессиональные художники. Тематика картин была разнообразной и выходила за пределы буддийских сюжетов, которые преобладали в более ранний период. Художники писали портреты, пейзажи, животных и Четыре благородных растения (сакунчжа): сливовое дерево, хризантему, орхидею и бамбук, которые олицетворяют четыре добродетели. Так же как и каллиграфические работы, рисунки выполнялись кистью и тушью на бумаге или шелке, так что нужный эффект создавался линиями, фактурой и пропорциями. Мир корейской живописи знает множество талантов и даже гениев, и Ким Хон До (1745-1806) признан одним из лучших. Его пейзажи принадлежат к выдающимся образцам корейской реалистической школы, его портреты вызывают восхищение. Но прежде всего он - ведущий художник возникшей в поздний период Чосон школы жанровой живописи, которая изображает жизнь простолюдинов. Именно поэтому Ким Хон До наряду с Ан Геном и Чан Сон Опом считаются тремя великими мастерами эпохи Чосон. Говорят, что в молодости он был не только талантливым художником, но и харизматической личностью, что нашло отражение в стиле и сатирическом настроении его живописи. Ким Хон До был человеком приятным и общительным, очень популярным среди современников, и пользовался благосклонностью даже короля.В возрасте 29 лет он написал портрет наследного принца, а в 44 года совершил путешествие по стране, во время которого писал картины и посылал их королю. На шестом десятке он писал с натуры реки, горы, деревья и создал произведения, которые отличаются прекрасным стилем и техникой. У него было великолепное чувство Пространства, он пользовался короткими быстрыми мазками, создавая четкую линию, которую сочетал с мягким нежным цветом, отлично передающим эмоциональный склад корейского народа. В конце творческого пути он посвятил себя жанровой живописи, изображал самые обычные события повседневной жизни. Это направление было формой художественной критики янбан, аристократов, и их вкусов. Кое-кого это наверняка удивляло: ведь Ким был художником на службе у правительства. На его жанровых полотнах неизменно мастерски изображены горы и реки, "бессмертные" даосы, цветы и травы, однако основная, тема картин - это люди за работой. Творчество Ким Хон До оказало воздействие на стиль многих художников и оставило большой след в истории корейского искусства. Более того, его картины - это своего рода документы, которые знакомят нас с жизнью корейского народа той эпохи. Дошедшие до нас картины Ким Хон До имеют статус "национальных сокровищ" и экспонируются в крупнейших художественных музеях страны. Как это часто случается с гениями, Ким Хон До умер в одиночестве, всеми забытый, больной и нищий. В период Чосон продолжают развиваться традиционные стили и появляются новые под влиянием китайских школ живописи и западной техники. Цвет использовался в виде свежих легких оттенков в портретах и сценах из жизни знати, которая обычно изображалась на отдыхе или за развлечениями. Однако великолепные традиции корейской живописи стали угасать в 19 в. и 20 в. с проникновением в Корею иностранных новых стилей живописи. А затем дали о себе знать разрушительные последствия братоубийственной Корейской войны. Полные разочарования, подавленные суровой послевоенной действительностью художники послевоенного периода начали активно овладевать широко распространенной во французской живописи той эпохи эстетикой экспрессионизма. С тех пор корейские художники работают в нескольких направлениях современной живописи, включая и минимализм. Мастера кисти экспериментируют в поисках новых изобразительных решений и в то же время стараются сохранить старые традиции.
|