Среда, 12.08.2020, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Писака
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории раздела
Архитектура и дизайн [7]
Живопись [21]
Знаменитые люди [3]
Кино [24]
Литература [43]
Мода [0]
Музыка [21]
Народное творчество [19]
Театры [6]
Фотография [16]
Музеи [7]
Танец [13]
Искусство татуировки [7]

Главная » Статьи » Культура и искусство » Литература

От ГУМа до Гельмана
Москва, как известно, не сразу строилась. О том, как это проистекало, и рассказывает книга Алессандры Латур «Москва 1890–2000».

Известная итальянская исследовательница архитектуры первопрестольной столицей увлечена давно, что очень заметно по ее публикациям. К примеру, несколько лет назад изрядно нашумела ее книга «Рождения метрополии. Москва 1930–1955». В этом сборнике интервью автор беседовала о феномене под названием «сталинская архитектура» со сталинскими же архитекторами, многих из которых к моменту публикации уже не было в живых: Борисом Бархиным, Андреем Иконниковым, Юрием Сомовым, Александром Степановым, Селимом Хан-Магомедовым и другими. Да и книга «Москва 1890–2000», по сути, является проапгрейтченной версией ее работы «Москва. 1890–1991», изданной в 1997 году.

Чем отличается второе издание от первого, исчерпывающе объясняет разница в датах.

То, первое, издание «путеводителя» (именно так обозначила Латур жанр своего исследования) давно уже невозможно купить. И немудрено – книжка полезная до чрезвычайности. По сути, перед нами архитектурная ВДНХ – выставка главных достижений московской архитектуры предреволюционного, советского и постсоветского периода. Очень приятно, что автор не ограничился XX веком (как, к примеру, Иконников в своей ставшей уже классической работе «Архитектура Москвы в ХХ веке»), а прирезал к столетию еще десяток лет из XIX века.

Точка отсчета очень удачная – как раз на эти годы падает московский «демографический взрыв».

Как известно, за период с 1860 до 1885 год население Москвы выросло с 360 до 800 тысяч жителей, чтобы к 1910 году достигнуть уже полутора миллионов обитателей столицы. Невиданные темпы роста населения как раз и спровоцировали революционные изменения в городской застройке. С тех судьбоносных перемен и начинается рассказ: появление железнодорожных вокзалов, Храм Христа Спасителя, Исторический и Политехнический музеи, ГУМ, новые театры, гостиница «Метрополь» и прочие постройки тех лет, ставшие символами столицы. Но это лишь первый из семи разделов – нам еще поведают и про революционный авангард, и про сталинскую архитектурную революцию, и про послесталинский «пересмотр позиций», брежневский неомонументализм… Завершают книгу рассказ про архитектурную историю перестройки и специально написанный для этого издания раздел «От «соцреализма» к капиталистической реальности. 1991–2000».

Очерки, надо сказать, получились занятными. Архитектурная компетентность автора сомнений не вызывает, но ей этого показалось мало.

Архитектура в ее рассказе – лишь зеркало, в котором отражаются перемены, происходящие с нашей страной в XX веке.

Поэтому про многострадальную историю российскую Латур рассказывает охотно, красочно и в изобилии. Настолько красочно, что издатели даже приписали в аннотацию фразу: «Автор предлагает читателю свой, часто спорный, взгляд на происходившие события». Перед нами действительно даже не столько спорный, сколько несколько наивный взгляд пусть изрядно обрусевшего, но иностранца. К примеру, в последнем, новом разделе особенно умиляет бело-пушистый Горбачев, все достижения которого перечеркнул «одержимый личной властью» бабайка Ельцин.

Но политически-архитектурные очерки Латур, несмотря на все свои плюсы и минусы, все-таки больше приятное дополнение. Настоящие пироги да пышки начинаются во второй части книги, скоромно озаглавленной «Таблицы». «Таблицы» эти занимают большую часть объема и представляют собой полное досье на все более-менее значимые здания российской столицы, сотворенные в указанный период. Шехтелевским Ярославским вокзалом и померанцевско-шуховским ГУМом (в девичестве – «Верхние торговые ряды») начиная, «Алыми парусами» и внутренней отделкой квартиры Марата Гельмана заканчивая.

Досье полное. В деле каждого фигуранта фигурируют фотография (а то и план), год рождения, адрес, ближайшая станция метро и самое вкусное – подробная «биография».

Как родился, чем знаменит, почему заслуживает внимания и т.п. У некоторых особо примечательных это досье занимает несколько страниц. Кое-кто, заметим между делом, в процессе подготовки книги к изданию уже и скончаться успел – та же гостиница Россия, которая теперь вовсе не «так и осталась чужеродной».

Формально в досье 380 объектов, хотя на самом деле больше: некоторые объекты вроде спорткомплекса «Лужники» по неведомым причинам просто не удостоились отдельного номера, хотя все остальное на месте.

Подобные мелкие ляпы (некоторые картинки зеркально перевернуты, пару раз перепутаны подписи и т.п.) пробравшиеся еще в первое издание, к сожалению, не до конца пропололи при переиздании. Зато исчезла карта, от которой, впрочем, все равно было мало толку – не лучшего качества и с надписями латиницей, потому как наши полиграфисты тогда, чтобы не утруждаться, просто тупо воспроизвели итальянское издание. Вот чего действительно не хватает, так этого топографического указателя с привязкой к улицам. Впрочем, плюсы этого роскошного издания все равно однозначно перетягивают недоделки – более тысячи фотографий, именной указатель, библиография и т.п. Пожалуй, лучшее на сегодня досье московских достопримечательностей.

Латур А. Москва 1890–2000. Путеводитель по современной архитектуре. М.: Издательство «Искусство XXI век», 2007.

Категория: Литература | Добавил: --- (14.10.2007)
Просмотров: 1177
Форма входа

Поиск

Наш опрос
Какая скорость Вашего Интернета
Всего ответов: 297

Статистика
Каталог популярных сайтов


Copyright © 2020, Интернет библиотека интересных статей
Сайт управляется системой uCoz