Что такое «ПРОФЕССИЯ»? Это знания плюс опыт. Наверное, миллионы мальчишек и девченок по всему миру, рано или поздно выучиавют как минимум три аккорда на гитаре, пишут свою первую песню и постепенно приходят ко вполне осознанному желанию увековечить ее для потомков. Большинство из них в конце-концов пытается это сделать, благо, современная компьютеризация всего мира позволяет сделать это. Результат этих действий, как правило, сильно расстраивает. Наиболее пытливые пытаются расширить свои познания в данной области. И только самые стойкие вырастают до настоящих профессионалов – звукорежиссеров. Попытаемся же выяснить, какие знания необходимы для того, чтобы стать звукорежиссером. Для начала, посмотри пристально на весь этот путь - от первых опытов до настоящего профессионализма. Я бы выделил на нем три основных этапа. Первый - вариант "для себя", второй - вариант "демо", третий - вариант "профи". Есть, конечно, еще и нулевой - но это уже самое начало, чистый лист. Вариант "для себя" - это самое простое, чего можно достичь. Это тот материал, что ежедневно в несметном количестве появляется в "персональных студиях", основанных на копеечных звуковых платах, случайных микрофонах и бесплатном или "условно-бесплатном" программном обеспечении. Вариант "демо" - это своего рода "средняя школа с переходом в университет", когда действия становятся более внятными, когда ожидаемый результат все чаще совпадает с получаемым, когда работу уже не стыдно показать не только друзьям, но и "Большим дядям" из профессиональных студий. Третий вариант - вариант "профи". По-моему, само название говорит само за себя. Нет предела совершенству, поэтому чтобы попасть в эту категорию, нужна, наверное, вся жизнь. Разумеется, такое деление чисто условно, но оно очень наглядно демонстрирует тернистый путь звукорежиссера к этому высокому званию. В цикле статей, который начинается с сего момента, мы попробуем расставить по полочкам все знания, которые нужны для каждого из этапов сложного пути. Причем, информации, здесь приведенной, возможно, окажется мало и для первых двух этапов. Не забывайте, что помимо сухих знаний, нужен еще и опыт! В статьях будет приведена как конкретная информация, так и ссылки на источники в Интернете. Хотелось бы напомнить, что профессия звукорежиссера - очень оригинальна. Если музыкант занимается искусством, а звукотехник, соответственно, техникой, то звукорежиссеру приходится режиссировать, "рисовать" звук, используя при этом подручную технику. Собственно, если говорить про знания, то Их можно получать различными способами: опытным путем, самообразованием на основе различной литературы, обучением в ВУЗе. Кстати, на мой взгляд, для профессии звукорежиссера оптимальным, хотя и крайне избыточным было бы получение аж трех высших образований: технического, музыкального, и, наконец, специального, звукорежиссерского - как итога. Техническое образование даст ясность мысли и способность к логическому мышлению, а также фундаментальную физикоматематическую основу, музыкальное - воспитает определенные философско-эстетические взгляды, отточит вкус, повернет взгляд звукорежиссера в музыкальную сторону. Хорошее звукорежиссерское образование обычно содержит в программе обучения и техническую и творческую стороны, при этом дополняется специальными знаниями - по специализированной технике, по риемам работы и так далее. Поэтому, если выбирать из всех трех образований что-то одно, то, пожалуй, стоит выбирать именно последнее. Но прелесть полноценного образования (как технического, так и музыкального) в том, что оно по сути своей фундаментально, а значит, является отличной базой для дальнейшего развития. Кстати, любое ВУЗовское образование обучает и приемам самообразования. В професии звукорежиссера такие навыки - крайне важная штука. Дело в том, что эта профессия, как и любое другое искусство (да-да! Именно искусство!) не имеет готовых рецептов. Поэтому, читая любую статью по звуку, никогда не следует воспринимать все сказанное в ней за готовый рецепт. Это только лишь направление мысли, путь развития, а дальше включается ваша творческая фантазия и... Кроме того, творческий процесс звукозаписи очень индивидуален. Каждый человек слышит по-своему. Кому-то нравится одно звучание, кому-то другое. Кто-то может работать с одним вариантом мониторов (наушников, микрофонов, комбиков, и так далее), а кому-то этот вариант не подходит никак. Поэтому все советы по звукозаписи - есть деление только своим личным опытом. И более ничем. Как вы поняли, вся звукорежиссура состоит из двух аспектов: чисто технического, научного и художественно-философского. Задача этого цикла статей состоит в том, чтобы постараться как можно шире расширить представления наших читателей в первом и хотя бы приблизительно указать направление, в котором следует поискать второй. Итак, вернемся к нашему разделению на этапы "становления" и взглянем на первый из них. Что обычно бывает в маленьких домашних студиях? Микрофон, звуковая карта и компьютер при ней, MIDI клавиатура и какая-никакая гитара. Что ж, уже неплохо! А, звукорежиссер, как правило, выступает в роли автора, исполнителя и продюсера записи. Существует достаточно распространенное и ошибочное мнение, что дешевая аппаратура никогда не позволит сделать что-то серьезное. Позволит! Разумеется, с технической точки зрения сделанная запись будет крайне несовершенна. Зато с художественной (а именно эта задача первостепенна!)... Тут все зависит от исполнителей - музыканта и звукорежиссера. Есть на эту тему такой анекдот-фраза от одного из корифеев: "свой комбик я пишу в туалете и снимаю его трамвайными микрофонами - но звучит просто атас. Я так записал гитары у металлики и деф лепард. А вот мой сосед попробовал так же записать в своем туалете. Купил точно такой же комбик и такие же микрофоны. попробовал - звук как из туалета трамвайными микрофонами". Но, вернемся к нашему разговору. Итак, с теоретической точки зрения в самом начале пути нам необходимы следующие знания: Основы музыкальной грамотности. Основы звукоизвлечения используемых инструментов. Основы истории музыки. Основы действия всех используемых устройств и инструментов. Основы акустики, психоакустики, электроакустики, да и физики в целом. А к физике необходим кое-какой математический аппарат. Знакомство с компьютерами - тоже немаловажно! Ну и некоторые особенности, вытекающие из всего вышесказанного, но присущие только этой профессии. Это самый элементарный список. Со временем он будет расширятся, в основном, качественно, и лишь слегка - количественно. Кстати, вы заметили, что искусство в этом списке стоит на первом месте? Кстати, именно искусство будет затронуто в этих статьях в наименьшей степени, потому что в зависимости от выбранного музыкального направления, например, история музыки может быть совершенно различной. А вот акустика - для всех одна! Так что, не теряя времени, открывайте самоучители или поступайте в начальную музыкальную школу! А если у вас есть хотя бы начальное музыкальное образование - то стоит продолжать углублять познания в этом вопросе. Не пугайтесь достаточно большого перечня - это действительно необходимость! Ибо, чтобы, например, добиться "клевого" звука гитары нужно иметь весьма плотное представление о том, что и где у нее резонирует, как какой микрофон ее воспринимает, какие есть разновидности гитары, и какой именно из них подойдет для требуемого звучания, какой способ звукоизвлечения поможет создать нужную картинку и так далее. Хотя, для начала полезно усвоить, что микрофон - это просто преобразователь механических колебаний в электрические. Вот, собственно и первая загвоздка: а с чем же мы, собственно общаемся? Звуком называют механические колебания, распространяющиеся в упругой физической среде в виде волн воспринимаемые человеческим слухом. Подобные колебания называют также акустическими, а разделы, которые их изучают называют акустикой. ля особо пытливых: http://rrt.neic.nsk.su/Izd/PB_TB/ch2.htm тут о звуке рассказывается серьезно, с применением формул и так далее. Хотя и несколько сжато. Кстати, очень интересный учебник, мы еще будем к нему вовращаться. Самое главное, что вам стоит понять из всей этой заумной информации по преведенному выше адресу это процесс возникновения звуковых волн. На этом, пожалуй, я на сегодня завершу свой рассказ – а ближайшие несколько статей мы посветим тому, что быдум пытливо разрешать все трудности, возникающие на пути простейшей записи звука в нашей маленькой домашней студии.
|