В соответствии с учебным планом, студенты юридических специальностей ВУЗов обязаны выполнить не менее четырех курсовых работ по общепрофессиональным дисциплинам. Как правило, эти дисциплины из Федерального компонента, перечень которых устанавливается ВУЗом. Среди них теория государства и права, гражданское право, уголовное право и трудовое право. Курсовые работы выполняются на I-IV курсах, в последовательности зависящей от специализаций. Курсовые работы следует рассматривать как вид учебной, самостоятельной работы студента, по той или иной дисциплине. Они выполняются в пределах часов, отводимых учебным планом на изучение данной дисциплины. При этом студент выполняет не более одной курсовой работы в учебный год. Студенту I и II курсов трудно без методических указаний качественно выполнить курсовую работу. При вводе в учебный план курсовых работ по общепрофессиональным дисциплинам ставятся следующие задачи: - Углубленное изучение студентами одного из базовых вопросов того или иного предмета, по которому выполняется курсовая работа. Вопрос, выбираемый в качестве темы курсовой работы, должен быть в определенной степени теоретическим, имеющим в общей системе данной науки, известное значение. Он должен быть изучен несколько шире и обстоятель- нее, чем освещен на лекциях и в учебниках; - В процессе выполнения курсовой работы студенты приобретают навыки в работе над первоисточниками, учатся анализировать и обобщать изученный материал, критически его оценивать, т.е. они приобретают навыки, так необходимые юристу для умелого оперирования доказательствами как в уголовных, так и в гражданских делах; - Курсовые работы являются одним из средств обучения студентов письменному изложению материала, что весьма существенно, если учесть характер их будущей практической деятельности в должностях судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, то есть деятельности, требующей от юриста умения грамотно составлять сложные процессуальные документы (протоколы допроса, обвинительное заключение, приговор, решение, кассационная жалоба, договоры, свидетельства); - Курсовые работы являются действенной формой контроля за самостоятельной работой студентов. Они позволяют систематически проверять их занятия, в течение длительного времени, которое отводиться на курсовую работу; - Исключительно важное значение имеет правильный выбор тем для курсовых работ, поскольку он обуславливает решение задач, поставленных перед курсовыми работами, и, вызывая интерес у студентов, в значительной степени предопределяет и качество курсовых работ. Поэтому темы курсовых работ должны быть разработаны профессором или доцентом, читающим лекционный курс, всесторонне обсуждены и утверждены на кафедре. Наименование тем определяется содержанием предмета. В качестве общих для всех предметов могут быть сформулированы следующие правила разработки тем: а) темы не должны быть широкими по своему объему, например, по уголовному праву “Учение о наказании”. Нельзя формулировать и слишком узких тем, не имеющим к тому же достаточно широкого теоретического основания. б) следует ограничиваться в выборе тем, носящих исследовательский характер, например, по уголовному процессу “Вещественные доказательства и их использование следственными органами”. Такие темы могут даваться в научном кружке, в котором занимаются добровольно наиболее способные студенты, тогда как курсовые работы обязаны писать все студенты. Поэтому встречающуюся иногда практику, когда тематика курсовых работ почти не отличается от тематики научных кружков, следует признать неправильной, хотя несомненно, что в определенной степени курсовая работа должна содержать элементы исследовательского характера: анализ изученного материала, систематизация, иллюстрация, где это возможно, материалами судебной практики и т.п. в) не рекомендуется давать темы курсовых работ, по еще не достаточно теоретически разработанным проблемам юриспруденции. То есть надо избегать тем, которые должны быть предметом монографического исследования. Представляется целесообразным по каждой дисциплине включать в список курсовых работ две-три дискуссионные темы; работа над ними весьма полезна студентам. Особенное внимание необходимо уделить подбору литературы к темам курсовых работ. Желательно всю рекомендованную литературу делить на основную, которая обязательно должна быть изучена студентом, и дополнительную, изучение которой является факультативным. В качестве основной должно быть рекомендовано пять-шесть источников в пределах 200-250 страниц. В литературе основное место должны занимать монографии, законодательные акты и материалы и журнальные статьи. При подборе литературы необходимо включать, в первую очередь, работы ученых, а затем в критическом разрезе дореволюционных русских ученых. Работы иностранных авторов должны занимать подчиненное положение. Они могут называться лишь при условии их тщательного критического отбора. При выдаче тем курсовых работ необходимо организовать групповую методическую консультацию, на которой нужно ознакомить всех студентов с темами выполняемых курсовых работ и рекомендованной литературой. При этом необходимо рассказать студентам о требованиях, предъявляемым к курсовым работам: 1) работа должна представлять собой самостоятельное и свидетельствующие о достаточном изучении темы изложение. Она должна проявить способность студента к логическому мышлению; 2) работа должна быть построена на использовании всех рекомендованных источников, входящих в список обязательной литературы; 3) она должна показать понимание студентом всех юридических институтов и конструкций, его умение пользоваться юридической терминологией; 4) работа должна быть написана литературным языком, грамотно; 5) курсовая работа должна быть правильно оформлена (план, оглавление, перечень использованной литературы, правильное цитирование и т.п.). Студенты, как правило, сами выбирают темы курсовых работ. Роль кафедр должна заключаться как в рекомендации тем, исходя из степени их трудности и подготовленности студентов, так, главным образом, и в том, чтобы студенты не ограничивали свой выбор тремя-пятью темами, а выбирали бы из всех рекомендованных кафедрой тем (последних должно быть не менее 15-20). Выбор студентами ограниченного числа тем свидетельствует о том, что им не привит интерес к предмету в целом. Это, в свою очередь, иногда является одним из доказательств недостаточно высокого уровня преподавания науки. Желательно выдвижение студентами новых, дополнительных тем, не значащихся в списках кафедры, но обязательным условием является то, чтобы эти темы удовлетворяли предъ-явленным к темам курсовых работ требова- ниям. Темы курсовых работ должны избираться студентами после изучения основных разделов предмета, поскольку только при этом условии тема студентом может быть выбрана осознанно, с учетом тех проблем, которые его интересуют. Для студентов, пишущих курсовые работы, кафедра обязана организовать специальные консультации. Нам представляется методически целесообразным, чтобы каждый студент был обязательно проконсультирован по плану курсовой работы, так как опыт показывает, что низкое качество курсовой работы часто является следствием непродуманного, неудовлетворительно составленного плана. Рецензия на курсовую работу должна быть исчерпывающей, отмечающей как положительные стороны работы, так и ее отрицательные моменты. В первом случае рецензент обязан полно и конкретно указать на достоинства в работе, не ограничиваясь одной оценкой и общими фразами, поясняющими эту оценку. Во втором случае, рецензент обязан не только констатировать недостатки и ошибки, но основные, принципиальные из них исправить, а в отношении остальных ошибок дать указание о том, как они должны быть исправлены (рекомендовать прочесть дополнительную литературу, поставить вопросы , изучить тот или иной законодательный материал, привести новые примеры, казусы и т.д.). При рецензировании курсовых работ, написанных на высоком уровне, желательно, чтобы рецензент высказал пожелание, чтобы курсовая работа была развернута в доклад на научном кружке или на студенческой научной конференции, а также стать основой дипломной работы с дальнейшим переходом в диссертацию. Все лучшие курсовые работы, должны сохраняться на кафедре, так как они в дальнейшем могут быть использованы в качестве учебного материала для подготовки к практическим или семинарским занятиям и для научных кружков. Полезно практиковать меры поощрения студентов-авторов отличных курсовых работ, в частности выставки таких работ в витринах кабинетов, опубликование в правовых журналах и сборниках. Большое место, которое отведено в учебном плане юридических специальностей вузов курсовым работам, требует гораздо большего внимания к ним кафедр, чем это было до сих пор. Кафедры обязаны не только обсуждать тематику курсовых работ и литературу к ним, но и систематически руководить ими, рецензировать их и контролировать подготовку студентами курсовых работ в процессе их выполнения. Источник: Кленникова В.А. В мире права. - 2002. - № 1.
|