В последнее десятилетие негосударственные вузы стали неотъемлемой частью российской системы образования. Сегодня в стране их действует более пятисот, как аккредитованных, так и неаккредитованных. Они призваны расширить возможности граждан в реализации своего права на образование. Проблем много, но они решаемы Существование в России негосударственного образования — неоспоримый факт. Появление альтернативных вузов принесло нашему обществу несомненную пользу: количество студентов увеличилось в два раза. Негосударственный сектор принес конкуренцию на рынок образовательных услуг, считают специалисты, сделал обучение доступным. Его уничтожение привело бы к застою и деградации российского общества. Однако проблем по-прежнему остается очень много. Основная — негативное представление о негосударственном образовании, сложившееся в обществе. И не без оснований, ведь только 15–20 % вузов работают хорошо, порой даже лучше, чем государственные, да и псевдовузы можно встретить до сих пор. Обществу периодически приходится объяснять, что появление негосударственного образования — явление закономерное, необходимый элемент строящегося гражданского общества. Студент в таком учебном заведении находится в центре внимания, поскольку он заказывает услугу и оплачивает ее. И вузы по определению видят в нем соорганизатора всего процесса, с ним разговаривают, учитывают его мнение. Другая проблема — это отсутствие материальной базы у учебных заведений. Так, 35 % всех негосударственных высших учебных заведений находятся в весьма сложном положении. Низкое качество образования во многих из вузов — это третья, но немаловажная проблема, требующая скорейшего решения. Качество образования — основная задача Экономисты считают, что высшее образование в стране должно быть не менее чем у половины населения. Однако сегодня предприятия страны испытывают острую нехватку высокообразованных специалистов. По статистике в 2003 году только 58,9 % выпускников школ поступили в вузы, на дневное отделение — всего 16,6 %. И хотя еще в 1985 году по количеству граждан с высшим образованием наша страна находилась на четвертом месте в мире, сейчас — уже только на двадцать третьем (42 %)! Лидирует в этом списке США и Канада — более 80 %. В ближайшие пятнадцать-двадцать лет Россия переместится в четвертый десяток (около 30 %). Однако не все согласны со столь пессимистичными прогнозами. По мнению ректора Национального института бизнеса, доктора философских наук, профессора Сергея Ивановича Плаксия, количество обучающихся в высших учебных заведениях к 2010 году вырастет и достигнет цифры в 5,5 млн. человек. Увеличится доля взрослого населения, получившего высшее образование. До одной трети обучающихся в вузах будет получать образование дистанционно. В существующих условиях главная задача негосударственных выс-ших учебных заведений заключается не только в том, чтобы оставаться пионерами в развитии новых средств обучения, но и в создании добросовестной конкуренции. А государство должно поддержать аккредитованные негосударственные вузы, обеспечивающие качественное образование, помочь им объединиться. Жесткий отбор для лидеров Необходимость концентрации усилий в интересах повышения качества оказываемых услуг и развитие добросовестной конкуренции являются основной целью созданного несколько лет назад Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области (СНВ). Он объединяет около тридцати ведущих вузов столицы и области, в том числе Московский гуманитарный институт имени Е. Р. Дашковой, Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, Современную гуманитарную академию, Московский гуманитарный университет, Институт современного искусства, Московскую академию экономики и права, Национальный институт бизнеса и другие авторитетные негосударственные вузы. В процессе многолетней работы СНВ доказал обществу, что негосударственное образование такое же качественное, как и государственное. Однако многие вопросы нельзя решить на уровне региона, некоторые, особенно законотворческие, требуют поиска ответов на федеральном уровне. Осознание этого и подвигло учредителей СНВ к созданию Национального союза негосударственных вузов (НСНВ), который появился в октябре 2003 года при участии восьми учредителей Национального союза. Среди них — пять крупнейших высших учебных заведений Москвы, Российская ассоциация негосударственных образовательных учреждений, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, Союз негосударственных учебных заведений Центрального федерального округа РФ. Национальный союз негосударственных вузов — это содружество единомышленников. В него принимают только негосударственные высшие учебные заведения, уже доказавшие свою деловую репутацию и нравственную состоятельность, имеющие государственную аккредитацию и готовые сконцентрировать свои интеллектуальные, коммуникационные, финансовые возможности и усилия для обеспечения гарантированного высокого качества образования. «У нас очень строгий отбор вузов, — рассказывает Игорь Михайлович Ильинский, президент НСНВ, ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор. — Нам важно, чтобы члены союза были единомышленниками. Мы хотим видеть в составе союза не только продвинутые, но просто порядочные учебные заведения. Думаю, когда выделятся вузы, объединенные одной идеей, то от этого выиграют все. С нами начнут считаться государственные органы управления, а общество поймет, что негосударственное образование — это на самом деле серьезно». Члены НСНВ обязаны подписать Хартию членов Национального союза негосударственных вузов и специальное соглашение о соблюдении принципов ответственного поведения и деятельности, гарантирующих чистоту его состава. Иначе говоря, действует принцип не выбора, а жесткого отбора. Планы деятельности Национального союза позволяют сконцентрировать корпоративные возможности и усилия наиболее успешных негосударственных вузов на решении актуальных проблем и существенно влиять на оздоровление ситуации в негосударственном секторе высшего профессионального образования страны. Поправки в законопроект Девятого июля 2004 года состоялась встреча Председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова с ректорами ведущих вузов страны, обусловленная рассмотрением Государственной думой законопроекта «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», внесенного Правительством. На встрече обсуждали проблемы российской высшей школы. В своем выступлении президент СНВ и НСНВ Игорь Ильинский подчеркнул, что в сегодняшних условиях на первое место выходит проблема качества образования. Некоторые вузы сумели добиться высоких результатов в организации образовательного процесса, но развивающийся негосударственный сектор нуждается в особой поддержке и защите со стороны государства. В то же время на протяжении последних лет в ходе внесения поправок в российское законодательство «вымывались» нормативные положения, позволяющие негосударственным образовательным учреждениям прочно встать на ноги. Не стал исключением и рассматриваемый в Государственной думе законопроект. Многие поправки, рекомендованные к принятию, по сути своей ухудшали положение негосударственного сектора образования. В июне-июле состоялось обстоятельное обсуждение ректорами вузов НСНВ сложившейся ситуации, вследствие чего была организована экспертиза планируемых поправок. Вице-президент НСНВ Сергей Плаксий принял участие в работе экспертной комиссии Комитета по образованию и науке Государственной думы. Проведенная работа показала необходимость поддержки негосударственного сектора образования. Профильный Комитет Совета Федерации также одобрил предложенные ректорами поправки. Указанный Федеральный закон (№ 122-Ф3) был подписан Президентом РФ 22 августа 2004 года. Таким образом, НСНВ практически удалось отстоять все наиболее важные для негосударственных вузов позиции и соответствующие поправки в законопроект. Стоит отметить, что ни один негосударственный вуз, региональная или федеральная ассоциация, кроме НСНВ, не внесли в законопроект никаких предложений. Реальную картину покажет конкурс В целях формирования благоприятного образа сектора негосударственного высшего образования в общественном сознании управленческих структур и научно-педагогической общественности по решению СНВ уже третий год подряд проходит конкурс «Лидер в образовании СНВ». Мероприятие ориентировано на поощрение деловой, профессиональной и общественной активности сотрудников негосударственных вузов, педагогической, учебно‑методической, исследовательской и внеучебной воспитательной работы преподавателей, оказывающих влияние на повышение качества обучения и воспитания студентов. В конкурсе принимают участие вузы, входящие в CНВ, а также являющиеся членами Национального союза негосударственных вузов. Таким образом, конкурс скоро приобретет национальный масштаб. Лидеров в образовании определяют по следующим номинациям: «Лучший декан», «Лучший заведующий кафедрой», «Лучший преподаватель», «Лучший ученый», «Лучший молодой преподаватель», «Лучший молодой ученый». Экспертная комиссия в каждой номинации определяет победителей, которым присваивают звание «Лидер в образовании СНВ» и вручают золотую или серебряную медаль Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке» и диплом о ее присуждении. В 2004 году в финале конкурса по шести номинациям приняли участие восемь вузов. Думается, в следующем году борьба за звание лучших из лучших предстоит еще более острая. Вместо послесловия Конкурс «Лидер в образовании СНВ» — только одно мероприятие среди нескольких десятков, проводимых активным президиумом союза. Нужная и очень полезная общественная работа доказывает российскому обществу, что поставленная перед негосударственными вузами основная задача — предоставлять гражданам качественное образование. Именно это в сложившихся условиях и является ключом к экономическому успеху страны. Светлана Чичкина "Обучение & Карьера"
|