Справедливо ли то, что многие скептически относятся к негосударственному образованию? Чем отличается частный вуз от коммерческого отделения госуниверситета? Обеспечивают ли такие вузы качественное образование? Это обсуждали на "Круглом столе" в "Комсомолке" представители крупнейших негосударственных вузов страны. - Кто поступает в негосударственные вузы? - обратился к ректорам ведущий "Круглого стола", президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России, профессор Александр ВИЛЬСОН. - Неужели туда идут только те, кому не хватило места в престижных государственных университетах? - Государственная монополия еще сильна в памяти родителей. Поэтому они и выбирают брэнды с многолетней историей. А эти монополисты государственной высшей школы, в свою очередь, немыслимо завышают планки для абитуриентов. Крупные работодатели уже давно поняли: выпускники некоторых негосударственных вузов могут дать фору своим коллегам из именитых госвузов, - объяснил ректор Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы Владимир ТАБОЛИН. Едва ли государственные гиганты высшей школы пользуются только своим раскрученным именем. Всем известно, что на бюджетные отделения МГУ и Бауманки попадают действительно талантливые ребята, многие из них - победители региональных и всероссийских олимпиад. Но даже этим молодым гениям приходится очень трудно на первых курсах. - Ребенку трудно "переключиться", когда он поступает в вуз. Он испытывает сильнейший стресс: в вузе уже никто не думает о его индивидуальных качествах, а только загружает огромными объемами информации, - объяснил директор Международной школы завтрашнего дня Леонид СТОЛЯРЧУК. - А мы, кажется, нашли выход, - рассказала генеральный директор школы-вуза "Современное образование" профессор Вера ШЛЕНКИНА. - Институт у нас создан специально для наших же школьников. Программа старшеклассников плавно перетекает в вузовскую. К каждому студенту подходят индивидуально. Кроме того, начиная со школы, мы закладываем в ребят 3 главные компетенции - то, без чего не обойтись современному человеку. Это профессионализм, компьютерная грамотность и иностранные языки. Кстати, в этом году в наш институт потянулись выпускники других школ. Значит, даже люди со стороны видят, что наша система успешно работает. Почему выбирают негосударственные вузы? В системе высшего образования сегодня сложилась достаточно жесткая конкуренция. Соревнуются негосударственные вузы с государственными. Есть бесплатное образование. Но что тогда заставляет ребят отправляться в негосударственные вузы и платить за учебу? В чем секрет, рассказал вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России, соведущий Круглого стола, ректор Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова профессор Павел ПИЛИПЕНКО: - По нашим данным, 80 процентов абитуриентов при поступлении задается двумя вопросами: а) какого качества образование я смогу получить в этом вузе; б) кто даст гарантию, что после выпуска я смогу работать по специальности. И в отличие от многих госвузов мы можем на эти вопросы ответить. Качество образования у нас уж точно не хуже государственного! И работу по специальности мы гарантируем: уже с первого курса начинаются стажировки в компаниях, а практические занятия у нас проводят профессионалы-практики, которые потом с удовольствием принимают наших выпускников. - Учредитель нашего Университета - Российская академия образования, - рассказал ректор Университета Российской Академии образования Геннадий МИХАЙЛОВ. - Она имеет мощный научный потенциал и формирует содержание образования на всех его уровнях. На факультетах - а у нас их двенадцать - преподают академики, члены-корреспонденты РАО, директора наших академических институтов, поэтому самые сильные студенты могут быть обеспечены работой в рамках самой Академии образования. К тому же Университет связан долговременными отношениями со многими работодателями, поэтому наши выпускники всегда востребованы. - Проблема востребованности выпускников, - поддержал коллегу ректор Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы Владимир ТАБОЛИН, - решается достаточно легко. Нужно только разделить образование на академическую и прикладную части. Ну какой толк из теоретика-предпринимателя? Нужно изменять устаревшие госстандарты. Тогда можно будет готовить специалистов, необходимых нашей экономике. Грозит ли "платникам" армия Директор Ассоциации негосударственных образовательных организаций России Александр МОИСЕЕВ напомнил присутствующим, что в ближайшее время Минобрнауки обещает ввести многоуровневую систему в высшей школе. Бакалавриат - магистратура - аспирантура - так будет выглядеть путь студента к лаврам ученого. Если не захотел переходить на каждую последующую ступень - пойдешь служить в армию. Это, как обещают чиновники, будет касаться всех студентов, независимо от того, в каком вузе они учатся: государственном или нет. Гибкой системе обучения в негосударственных вузах стоит поучиться вузам государственным. У ректора Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы Владимира ТАБОЛИНА нашелся собственный рецепт для решения этой извечной "головной боли" мужской половины студенчества. - Предлагаю ввести для юношей третий семестр, - заявил профессор. - И прикрепить мой вуз, допустим, к Кантемировской дивизии. Я всех своих парней на три месяца после каждого второго семестра буду туда отвозить. Уверяю: там будет порядок, никакой "дедовщины", а все солдаты дивизии - накормлены. Зато за 5 лет мои студенты пройдут 1,5-годовую службу в войсках. Кому платить? Чем же отличается негосударственный вуз от коммерческого отделения государственного института? Самое яркое отличие состоит в следующем: негосударственные образовательные учреждения давно применяют так называемое персонифицированное обучение. Это когда у каждого учащегося есть индивидуальный план и учебная программа. Учитываются интересы родителей и самого ребенка. Но, по мнению ректора Российского нового университета Владимира ЗЕРНОВА, различия на этом не заканчиваются: - Министерство образования и науки ставит нас и наших государственных коллег в неравные условия. Например, мои студенты каждый год занимают призовые места на международных олимпиадах по программированию. А госзаказ получают вузы, студенты которых нигде и никогда ничего не выигрывали! Получается, государству нужны не лучшие кадры, а лишь те, в чьих дипломах о высшем образовании значится "государственный". - Создается впечатление, что нас постоянно хотят оттеснить из системы образования, - продолжила тему ректор Московского финансово-экономического института Ирина ГРЯЗНОВА. - Хотя мы, проработав уже более 10 лет, смогли зарекомендовать себя на этом рынке. Постепенно у нас отнимают все налоговые льготы. Даже обещают ввести НДС! А мы тем временем, выдерживая конкуренцию, приглашаем лучших преподавателей, выходим на очень высокий профессиональный уровень. Неужели государство не замечает этого, поддерживая только собственные вузы? Разве мы не готовим, как и они, специалистов для нашего государства? - Качество образования - наше единственное средство выживания, - заключила ректор Московского психолого-социального института Светлана БОНДЫРЕВА. - Если мы не будем хорошо учить и при этом заботиться о наших студентах, люди ни за что к нам не пойдут. Алексей ЗАБЕЛИН, ректор Московской финансово-юридической академии: - Не нужно забывать, что на базе негосударственных вузов сегодня действует огромное количество средне-специальных учебных заведений. В то время, как государство сокращает число своих техникумов и училищ, мы даем возможность учиться на парикмахеров, автослесарей, бухгалтеров - на специальности, которые всегда востребованы. Марина ВОЛЫНКИНА, ректор Института гуманитарного образования: - Если государство не изменит свою политику в отношении негосударственного образования, мы не сможем достойно оплачивать труд профессорско-преподавательского состава. Это серьезно отразится на качестве предоставляемых образовательных услуг. Обучение станет дороже. Не все наши студенты смогут оплатить свое образование после отмены налоговых льгот. Участники "Круглого стола" убеждены: в солидных негосударственных вузах качество преподавания не хуже, чем в государственных. Эмма ВОЛОДАРСКАЯ, ректор Института иностранных языков: - Наше основное преимущество - финансовая независимость. Вот почему мы имеем возможность планировать новационные авторские курсы, активно использовать передовые технологии в учебном процессе и создать самые благоприятные условия для раскрытия потенциала каждого студента. МНЕНИЕ ЧИНОВНИКА Ко всем вузам мы относимся строго! Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки: - То, что государство создает некие особые, иногда более выгодные, условия для своих собственных вузов, - естественно. Мы ведь хотим сохранить нашу мощную образовательную сеть. И не будем отказываться от известных всему миру 250-летних брэндов. В то же время мы одинаково строго отнеслись как к государственным вузам, так и к их негосударственным коллегам. Это доказывают недавние проверки высших учебных заведений в Саратовской и Самарской областях, когда были "оштрафованы" как государственные, так и негосударственные вузы. Все нововведения будут касаться не только негосударственных заведений. ЕГЭ и ГИФО разработаны для всех вузов независимо от их формы собственности и формы оплаты образовательных услуг. Меня беспокоит вопрос о так называемых "сопутствующих" специальностях в вузах и ссузах. Пример из жизни: ветеринарный техникум готовит юристов. Я все время думаю: с каким уклоном у них получаются юристы? Поэтому "дополнительные" факультеты мы будем закрывать. А вообще меня радует то, что в последнее время из объявлений работодателей исчезли фразы типа "Выпускников негосударственных вузов просим не обращаться". Значит, рынок труда уже уравнял возможности всех выпускников - и государственных, и негосударственных вузов. КОММЕНТАРИЙ ДЕПУТАТА Мы не отделяем госвузы от вузов негосударственных Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор Общественного совета по профессиональному образованию: - Негосударственные вузы - это часть нашей высшей школы. Мы не хотим их как-то выделять и, уж не дай бог, обделять. Проводимые реформы касаются всех. И рано или поздно все придут к одному "знаменателю". Не ясно, будут ли негосударственные вузы в ближайшее время участвовать в исполнении госзаказа. Во всяком случае пока это не предусматривается законодательно. Возможно, дело в том, что не все институты и университеты чисты на руку. Например, некоторые из них имеют лицензию на образовательную деятельность, но не аккредитованы по ряду специальностей. При этом они обещают своим студентам, что, когда те будут на пятом курсе, аккредитацию вуз получит обязательно. В итоге на выпуске молодым людям вручают свидетельство о прослушанных курсах, а не диплом установленного государственного образца. Отсрочки от армии у студентов, в том числе и негосударственных вузов, никто отнимать не будет. А срок службы однозначно сократится в два раза - до 1 года. Закончил бакалавриат, но не поступил в магистратуру - пойдешь служить. Стал специалистом-медиком или инженером, тоже должен призываться. Зато огромные преимущества получат те, кто прослужил 3 года по контракту. Они смогут поступать на подготовительные отделения и зачисляться на все специальности вне конкурса. Кроме этого, им дадут стипендию не меньше прожиточного минимума (3000 тыс. рублей). Таким образом, мы надеемся, наконец-то сможем поднять престиж военной службы. Российский союз ректоров, представители регионов и эксперты договорились о том, что в вузах официально закрепится многоуровневая система "бакалавриат - магистратура - аспирантура". Но она будет обязательна только для гуманитариев. Инженеры и медики будут учиться 5 - 6 лет и получать диплом специалиста. То же самое касается творческих специальностей. По-моему, это вполне логично. Автор: Андрей Рябцев Источник: "Комсомольская правда"
|